Зубарев: Сезон пережили за счет раннего открытия навигации

Туристы не теряют интереса к прогулкам по рекам и каналам, несмотря на кризис, но этот сезон в Северной столице прошел не без потерь. Чем именно запомнилась маломерному судоходству эта навигация, рассказал «Агентству Бизнес Новостей» президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев.Зубарев, фото abnews.ru

По оценкам комитета по туризму, в этом году снизился туропоток в Петербург, как это повлияло на спрос на водные прогулки в этом сезоне?

Три фактора сыграли существенную роль. Первый фактор положительный – навигация открылась почти на месяц раньше, чем обычно – 28 марта, такого раньше не было. Но работа скоростного флота началась на месяц позже по сравнению с другими годами в связи с тем, что в Петергофе проводился капитальный ремонт причалов. Третий фактор, который негативно сказался в целом – вступили в силу новые правила стоянки и работы судов в Северо-Западном регионе. По ним малому флоту запретили выходить на Большую Неву через Фонтанку до часу ночи и до 12:30 через Зимнюю канавку. Это сократило пассажиропоток на порядка 150 тыс. человек по нашим подсчетам. Но в целом перевозки, полагаю, останутся на уровне прошлого года. Пока данные мы еще собираем.

Конечно, сказывается общеевропейский кризис. Мы видим падение иностранного потока, но есть незначительный рост нашего туриста. Во-вторых, группы стали поменьше. Наша работа в основном строится на том принципе, что мы 55-60% договоров подписываем в зимний период или даже летом на будущий сезон. То есть мы стараемся работать по договорным отношениям и противники того, чтобы «зазывать». Но и у нас есть компании, которые работают «на микрофоне».

Увеличение потока русских туристов компенсирует снижение количества иностранных?

Не полностью.

Значит, все-таки стоит ожидать общее снижение по объему перевезенных туристов?

Думаю да, но не более, чем в пределах 100-150 тыс. Это примерно 3-5% по ассоциации. Я думаю, в этом году цифра будет 1,6 млн человек.

Что интересно, по скоростным судам, несмотря на кризис и рост цен, спрос ежегодно растет. В 2011 году пассажиропоток составил 534 тыс., в 2012 – 632 тыс., в 2013 – 563 тыс. плюс 130 тыс. человек перевезла вышедшая из ассоциации компания «Астра Марин». Стабильными остаются перевозки по каналам (650 -700 тыс. человек). Всего на ассоциацию приходится 80-85% доли на рынке Петербурга.

Чем этот сезон отличается от прошлого?

В этом году стал нормально работать музейный маршрут. Пять компаний (четыре из которых владеют флотом) открыли водный маршрут, который дает экскурсанту право выйти, прогуляться, а потом сесть на любой другой пароход, который идет по этому маршруту. Проект очень интересный и нашел одобрение Министерства культуры РФ. На нем работали компании «Драйвер», «Нева Тревел Компани», «Речной трамвай», «Смольнинское Пароходство» и присоединилась компания «Астра Марин», которая вышла в прошлом году из нашей ассоциации. Построив два новых судна, она тоже стала перевозить экскурсантов по этому маршруту. В прошлом году мы музейный маршрут опробовали, а в этом году стали работать, устранив недостатки. Плюс этого маршрута, что суда ходят по графику. Мы в этом направлении видим будущее и думаем, что это оно возьмет на себя основную долю перевозок.

Кроме того, в этом году компания «Русские круизы» опробовала скоростные перевозки между монастырями на Ладоге. Из новшеств, пожалуй, все, остальное все шло по обкатанной схеме.

Мы завершили переоборудование флота. В этом году почти 70 судов перевели из класса «Л-06» в класс «Р 1.2», повысив качество обслуживания и, в первую очередь, надежность и безопасность. Порядка 600-700 тыс. на каждый пароход потратили. Зато это дает право любому судну выходить на Большую Неву.

Этот сезон прошел без проблем?

Нет больше такого города в России, где есть такое же сложное судоходство, как в Петербурге. Особенность в том, что мы работает в трех различных акваториях: морская, федеральные воды – Нева, и внутренние воды города – реки и каналы. Везде свои администрации, везде свои требования, везде свои контролирующие органы – всего их почти 30 на четыре месяца работы. Нам скучать не дают.

Есть очень большие разногласия по требованиям чиновников федеральных и городских. Например, с одной стороны есть архитектурно-художествнный регламент города, который определяет, как должны выглядеть и быть оборудованы понтоны. Но тут влезают требования по рамкам металлоискателей от федералов. То есть возникает противоречие, решить которое нам до сих пор не удалось. Мы и не торопимся, если честно. Пускай сначала друг с другом согласуют, потом мы будем исполнять. Но мы работаем с КГА, чтобы совмещать безопасность и удобства пассажиров с художественным оформлением.

С нашей стороны есть нарушения в части охраны окружающей среды. Как говорят контролирующие органы, количество пленок, загрязняющих акваторию города, несколько увеличилось по сравнению с прошлым годом. Ни к одной конкретной компании, правда, претензий не предъявлено. Почему так происходит? Основная причина – нет соответствующей системы обеспечения сбора отработанных масел и вод в транспортной системе обеспечения перевозок.

Покрывает ли пассажиропоток все затраты на переоборудование, согласования и тому подобное?

Честно скажу, в прошлом году был момент, когда некоторые компании задумывались бросать бизнес. В этом году подольше была навигация, поменьше стали к нам приставать правоохранительные органы после наших совместных с ними встреч. Полиция следит, потому что кроме наших судов еще и много нелегалов работает. В ассоциацию входит 186 судов, из которых 31 – скоростное. И порядка 50 судов нелегалов. Причем приходят даже из регионов.

Планируется ли повышение цен для туристов?

Понемногу повышаем. Но уже три года мы почти не повышали зарплаты на судах – там мы выдерживаем только уровень инфляции. Значительную долю затрат составляют плата за аренду имущества (причалов, спусков, судоместо) и за топливо.

Как готовятся компании к будущим сезонам?

Среди самого серьезного — на перспективу мы готовим ряд инфраструктурных причалов для Чемпионата Мира по футболу в 2018 году и последующего Чемпионата Европы. Будем развивать скоростные маршруты к этому времени. Работаем над этим вместе со Смольным и Агентством внешнего транспорта.

Анастасия Пальчик / АБН

Автор:

Новости партнеров