Туристы не теряют интереса к прогулкам по рекам и каналам, несмотря на кризис, но этот сезон в Северной столице прошел не без потерь. Чем именно запомнилась маломерному судоходству эта навигация, рассказал «Агентству Бизнес Новостей» президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев.
По оценкам комитета по туризму, в этом году снизился туропоток в Петербург, как это повлияло на спрос на водные прогулки в этом сезоне?
Три фактора сыграли существенную роль. Первый фактор положительный – навигация открылась почти на месяц раньше, чем обычно – 28 марта, такого раньше не было. Но работа скоростного флота началась на месяц позже по сравнению с другими годами в связи с тем, что в Петергофе проводился капитальный ремонт причалов. Третий фактор, который негативно сказался в целом – вступили в силу новые правила стоянки и работы судов в Северо-Западном регионе. По ним малому флоту запретили выходить на Большую Неву через Фонтанку до часу ночи и до 12:30 через Зимнюю канавку. Это сократило пассажиропоток на порядка 150 тыс. человек по нашим подсчетам. Но в целом перевозки, полагаю, останутся на уровне прошлого года. Пока данные мы еще собираем.
Конечно, сказывается общеевропейский кризис. Мы видим падение иностранного потока, но есть незначительный рост нашего туриста. Во-вторых, группы стали поменьше. Наша работа в основном строится на том принципе, что мы 55-60% договоров подписываем в зимний период или даже летом на будущий сезон. То есть мы стараемся работать по договорным отношениям и противники того, чтобы «зазывать». Но и у нас есть компании, которые работают «на микрофоне».
Увеличение потока русских туристов компенсирует снижение количества иностранных?
Не полностью.
Значит, все-таки стоит ожидать общее снижение по объему перевезенных туристов?
Думаю да, но не более, чем в пределах 100-150 тыс. Это примерно 3-5% по ассоциации. Я думаю, в этом году цифра будет 1,6 млн человек.
Что интересно, по скоростным судам, несмотря на кризис и рост цен, спрос ежегодно растет. В 2011 году пассажиропоток составил 534 тыс., в 2012 – 632 тыс., в 2013 – 563 тыс. плюс 130 тыс. человек перевезла вышедшая из ассоциации компания «Астра Марин». Стабильными остаются перевозки по каналам (650 -700 тыс. человек). Всего на ассоциацию приходится 80-85% доли на рынке Петербурга.
Чем этот сезон отличается от прошлого?
В этом году стал нормально работать музейный маршрут. Пять компаний (четыре из которых владеют флотом) открыли водный маршрут, который дает экскурсанту право выйти, прогуляться, а потом сесть на любой другой пароход, который идет по этому маршруту. Проект очень интересный и нашел одобрение Министерства культуры РФ. На нем работали компании «Драйвер», «Нева Тревел Компани», «Речной трамвай», «Смольнинское Пароходство» и присоединилась компания «Астра Марин», которая вышла в прошлом году из нашей ассоциации. Построив два новых судна, она тоже стала перевозить экскурсантов по этому маршруту. В прошлом году мы музейный маршрут опробовали, а в этом году стали работать, устранив недостатки. Плюс этого маршрута, что суда ходят по графику. Мы в этом направлении видим будущее и думаем, что это оно возьмет на себя основную долю перевозок.
Кроме того, в этом году компания «Русские круизы» опробовала скоростные перевозки между монастырями на Ладоге. Из новшеств, пожалуй, все, остальное все шло по обкатанной схеме.
Мы завершили переоборудование флота. В этом году почти 70 судов перевели из класса «Л-06» в класс «Р 1.2», повысив качество обслуживания и, в первую очередь, надежность и безопасность. Порядка 600-700 тыс. на каждый пароход потратили. Зато это дает право любому судну выходить на Большую Неву.
Этот сезон прошел без проблем?
Нет больше такого города в России, где есть такое же сложное судоходство, как в Петербурге. Особенность в том, что мы работает в трех различных акваториях: морская, федеральные воды – Нева, и внутренние воды города – реки и каналы. Везде свои администрации, везде свои требования, везде свои контролирующие органы – всего их почти 30 на четыре месяца работы. Нам скучать не дают.
Есть очень большие разногласия по требованиям чиновников федеральных и городских. Например, с одной стороны есть архитектурно-художествнный регламент города, который определяет, как должны выглядеть и быть оборудованы понтоны. Но тут влезают требования по рамкам металлоискателей от федералов. То есть возникает противоречие, решить которое нам до сих пор не удалось. Мы и не торопимся, если честно. Пускай сначала друг с другом согласуют, потом мы будем исполнять. Но мы работаем с КГА, чтобы совмещать безопасность и удобства пассажиров с художественным оформлением.
С нашей стороны есть нарушения в части охраны окружающей среды. Как говорят контролирующие органы, количество пленок, загрязняющих акваторию города, несколько увеличилось по сравнению с прошлым годом. Ни к одной конкретной компании, правда, претензий не предъявлено. Почему так происходит? Основная причина – нет соответствующей системы обеспечения сбора отработанных масел и вод в транспортной системе обеспечения перевозок.
Покрывает ли пассажиропоток все затраты на переоборудование, согласования и тому подобное?
Честно скажу, в прошлом году был момент, когда некоторые компании задумывались бросать бизнес. В этом году подольше была навигация, поменьше стали к нам приставать правоохранительные органы после наших совместных с ними встреч. Полиция следит, потому что кроме наших судов еще и много нелегалов работает. В ассоциацию входит 186 судов, из которых 31 – скоростное. И порядка 50 судов нелегалов. Причем приходят даже из регионов.
Планируется ли повышение цен для туристов?
Понемногу повышаем. Но уже три года мы почти не повышали зарплаты на судах – там мы выдерживаем только уровень инфляции. Значительную долю затрат составляют плата за аренду имущества (причалов, спусков, судоместо) и за топливо.
Как готовятся компании к будущим сезонам?
Среди самого серьезного — на перспективу мы готовим ряд инфраструктурных причалов для Чемпионата Мира по футболу в 2018 году и последующего Чемпионата Европы. Будем развивать скоростные маршруты к этому времени. Работаем над этим вместе со Смольным и Агентством внешнего транспорта.
Анастасия Пальчик / АБН