Кино добавили границ

Несмотря на успехи независимого российского кино на международных фестивалях, его судьба в России складывается достаточно сложно. Государство в порыве заботы о нравственном облике граждан устанавливает новые правила игры для бизнеса. Как результат — старейший российский дистрибьютор артхаусных фильмов прекратил свою деятельность. Опрошенные «Агентством Бизнес Новостей» участники рынка считают, что независимому кино будет трудно не столько от новых рамок, сколько от их совокупности с экономическим кризисом.

Кино, фото

фото с сайта cmufilmclub.com

Авторский фильм «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева стал победителем 58-го Лондонского кинофестиваля. Однако российский зритель может и не его увидеть в прокате. По крайней мере, фильм придется адаптировать под новый российский закон, запрещающий нецензурную лексику в кино.

filmfilmfilm.avi.image1

Прежде, чем снять кино, надо озаботиться о его соответствии законам

Когда закон о мате вступил в силу, многие деятели культуры через СМИ негативно о нем отзывались. Тем не менее, закон о мате не единственный, который может усложнить жизнь как производителям кино, так прокатчикам.

Госдума одобрила целый букет законов, которые заботятся о нравственности населения. Это и запрет на пропаганду гомосексуализма, и закон об оскорблении чувств верующих. С недавних пор киногероям не рекомендуется курить на экране, чтобы не подавать дурной пример. Кроме того, любой фильм с этого лета должен получить прокатное удостоверение, чтобы демонстрироваться на публике (не только в широком прокате, но и на фестивалях и в киноклубах). А для поддержки российского кино даже предлагалось сократить число иностранной продукции в прокате.

На прошедшем недавно Медиафоруме его генеральный продюсер, глава Роскино Екатерина Мцитуридзе, говорила, что тучи со стороны Госдумы уж очень сгущаются. По ее словам, для развития отечественного телевизионного и киноконтента в России надо принять ряд послабляющих законов.

«У нас есть все, чтобы сегодня здесь развивать инфраструктуру [индустрии развлечений]. Для этого нужно всего лишь принимать законы. Законов у нас нет. Люди, которые должны отвечать за лоббирование интересов отрасли, культуры, бизнеса в культуре, этим не занимаются. Они занимаются популизмом, тем, что ограничивают количество слов в предложении, придумывают, что такое мат, что – не мат», — сказала тогда глава Роскино.

Но принятые законы не пересматриваются, несмотря на пожелания Мцитуридзе и ряда других деятелей культуры.

Эффектные законы

Тем временем, новые правила начали проявлять свой эффект. Зритель уже лишился некоторых кинокартин.

«Мы собирались заниматься фильмом «Комбинат «Надежда», который сняли до закона о запрете мата, а прокат был уже при его действии. Режиссер Наталья Мещанинова отказалась «уродовать» свою картину и «чистить» ее от мата. Из-за этого закона прокатчики теряют картины», — рассказала АБН исполнительный продюсер Utopia Pictures Мэри Юфит.

«Я считаю, что запрет на ненормативную лексику – прямая цензура, которая вообще запрещена конституцией. Каждый художник может вложить в уста своих персонажей те слова, которые он считает нужным, — прокомментировал ситуацию президент и совладелец компании «Кино без границ» Сэм Клебанов. — Единственное, что в данном случае могут и должны сделать прокатчики – честно предупредить зрителя, чтобы люди заранее знали, что есть ненормативная лексика. Причем в переводе всегда легче – там можно пользоваться эвфемизмами. Сложно с российскими героями – люди уже привыкли к достаточно правдивому отображению реальности, по крайней мере, в российском независимом кино. А теперь все герои нашего кинематографа превратятся в вежливых людей».

При этом Клебанов не считает, что другие идеи депутатов Госдумы по поводу реформы кино серьезно влияют на этот бизнес: «Все остальные ограничения – они вроде бы есть, но не могу сказать, что ими пользовались для введения жесткой цензуры».

В Utopia Pictures считают, несколько осложнила жизнь компании процедура получения прокатного удостоверения: «Это отнимает возможность выпускать фильмы оперативно. Мы вынуждены закладывать время и деньги на прохождение никому не понятной процедуры», — сказала Мэри Юфит. Она добавила, что в этом законе прописана оговорка о возможности показывать фильмы на фестивалях, но четкой трактовки данного пункта нет.

Кино сдается без зрителя

lyqKM0psvRc

Небольшие компании, специализирующиеся на аторском кино, начинают закрываться

По независимому кино бьют не только законодатели и чиновники. Министерство культуры ратует за то, чтобы культура в России была не только духовной, но и хотя бы немного прибыльной. Но в сложившихся экономических условиях работать даже крупным компаниям. Нишевые же фирмы уже начали сдавать позиции.

Так, первый российский дистрибутор артхаусных фильмов «Кино без границ» прекратил свою работу и неделю назад получил иск о банкротстве. Сэм Клебанов пояснил, что фирма будет консолидирована в основного акционера A Company. Комментируя прекращение работы компании Клебанов отметил, что компания не в состоянии пережить ухудшение экономической ситуации. По его словам, сложности испытывает вся ниша.

«К сожалению, прокат независимого кино – это очень уязвимая ниша. Как только ухудшается экономическая ситуация, люди начинают на нем экономить. У нас был очень большой спад в 2008 году, сейчас он еще ниже. Причем спад происходит по всему рынку, сборы фильмов в ограниченном прокате фильмы собирают в разы меньше, чем они могли бы», — сказал Клебанов.

Спад волнует и производителей авторского кино. «Я понимаю, что к новому году будет спрос, но что будет к февралю и марту месяц? Тогда выходят две наши картины – я думаю, что будет очень трудно», — прокомментировал руководитель кинокомпании Proline Film продюсер Андрей Сигле.

«Итоги проката в несколько раз меньше, чем мы планировали даже по самым скромным прогнозам. Есть ощущение, что зрителей в принципе меньше стало. И переключать их внимание на кино авторское стало сложнее», — прокомментировала Мэри Юфит.

Надо заняться экономикой

123987496840160

Экономика оказалась слишком зависма от непредсказуемых действий политиков

Причем дистрибьюторы теряют деньги и контракты не только в кинотеатрах. Проблема есть и с продажами на телевидении. Сэм Клебанов рассказал, что платные каналы, которые закупали независимое кино, теряют клиентов — люди просто не готовы теперь тратить на такое развлечение. А запрет рекламы на платных каналах заставил многие телекомпании терять контракты с рекламодателями, а значит и средства на покупку кино. Кроме того, легальная дистрибуция в интернете непопулярна, сказал Клебанов.

«Мы являемся частью общей экономической деятельности России. Поэтому ухудшение экономической ситуации сказывается и на нас, безусловно. Любой бизнес, в том числе и наш тоже, волнуется, поддается нервозности и паническим настроениям, это, конечно, не дает спокойно существовать в завтрашнем дне. Пока у нас политика будет определять экономику, ничего хорошего от этого получаться не будет», — резюмировал продюсер Андрей Сигле.

Причем он добавил, что пока не видит какого-то другого пути улучшения ситуации, кроме как ведения грамотной внешней политики. «Что должно произойти? Надо прекращать нам воевать в Украине, надо вести более осознанную политику с нашими партнерами на западе, не надо оголтело обвинять США во всех наших бедах, которые существуют в нашей стране, а надо просто взять и заняться экономикой».

Анастасия Пальчик / АБН

Автор:

Новости партнеров