Провайдер, которого нет: Смольный строит сеть в метро без оператора

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин собрался запустить в вагонах местного метро сеть Wi-Fi, созданную по московскому образцу. С потенциальными операторами уже прошли консультации, сообщили в аппарате чиновника. Однако сами провайдеры ничего не знают как о проекте, так и о переговорах.

Интернет в метро, фото с сайта pravmirМосковская сеть Wi-Fi была открыта на всех линиях в конце 2014 года и ежедневно обслуживает около 1,7 млн пассажиров. Вся инфраструктура была построена с нуля чуть менее, чем за полтора года. Судя по всему, бывший глава Минрегионразвития Игорь Албин, один из «новичков» правительства Георгия Полтавченко, вдохновился таким примером. Он собрался запустить аналогичный проект в Петербурге за 10 месяцев.

Выбирать подрядчика для строительства сети планируется с помощью конкурса, который метрополитен проведет до конца марта. Основными условиями выбора станет возможность оператора быстро и дешево развернуть сеть. При этом, город не собирается тратить на «подземный» Wi-Fi ни копейки — все бремя затрат ляжет на провайдера, который, по плану, потом сможет «отбить» деньги за счет рекламы. Игорь Албин уже провел консультации с телеком-компаниями, чтобы оценить разные подходы, сообщили в аппарате чиновника — но беда в том, что провайдеры о таких планах ничего не знают.

«Местные» не в курсе

Чтобы узнать подробности о переговорах операторов со Смольным, «Агентство Бизнес Новостей» обратилось к крупнейшим телеком-операторам, у которых есть свои открытые точки Wi-Fi — «Обит», МТС, «Дом.ру» и «Прометей». Первый обслуживает более 400 заведений по всему Петербургу, от аэропорта «Пулково» до небольших кафе. Второй владеет сетью SPB Free Wi-Fi, которая действует на некоторых станциях метро (к слову, к её качеству пользователи неоднократно предъявляют претензии). «Дом.ру» обслуживает аналогичные точки «на земле» — в парках и на Невском проспекте, «Прометей» работает на территории Петропавловской крепости. Как выяснилось, что никто из них не слышал о планах вице-губернатора.

Представитель «Обит» Константин Киселев заявил, что не располагает информацией о консультациях у вице-губернатора. По его словам, крупнейшего оператора бесплатного Wi-Fi к таким обсуждениям не привлекали. В своем участии в «подземном» проекте компания сомневается и предпочитает подождать момента, когда конкурс будет объявлен, добавил представитель «Обита». «Мы примем решение исходя из условий и технического задания», — сказал Киселев.

«В МТС не обращались за консультацией о строительстве отдельной сети передачи данных в метро и установке точек доступа в интернет по технологии Wi-Fi в вагонах петербургского метрополитена», — сообщили представители создателя бесплатной сети SPB Free Wi-Fi. Впрочем, в МТС отметили, что опыт подобных работ у компании имеется и компания не против участия в проекте. «Если для реализации подобной идеи будет объявлен конкурс, мы готовы принять в нем участие на экономически целесообразных условиях», — сообщили в пресс-службе компании.

Представители объединенной компании «Дом.ru InterZet» также заявили, что не привлекались к переговорам со стороны Смольного. Представители компании «Прометей» не смогли точно ответить на вопрос АБН, сославшись на отсутствие маркетолога из-за болезни.

Крупнейшие остались в стороне

Своей инфраструктурой в тоннелях петербургского метро обладает только один оператор, «Мегафон». Он в свое время приобрел владельца всех сетей в подземке, компанию «Метроком» (в настоящий момент местный УФАС подозревает оператора в том, что он не пускает другие компании в «подземку» и возбудил соответствующее дело). Логично, что этот провайдер обладает достаточными возможностями для организации Wi-Fi в метрополитене. Однако представители «Мегафона» также сообщили, что не вели консультаций с правительством города о Wi-Fi в метрополитене.

В пресс-службе последнего участника «большой тройки», ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), не смогли сообщить, участвовала ли компания в каких-либо переговорах со Смольным. «Проекты городской телеком-инфраструктуры интересны для «Билайн», но по организации Wi-Fi в метрополитене мы примем решение, исходя из условий, сформулированных в техническом задании», — прокомментировал ситуацию директор по корпоративному бизнесу Северо-Западного региона компании Евгений Коробов.

Крупнейшие петербургские провайдеры стационарной связи также не смогли дать полноценного ответа на вопрос о консультациях с властью. Так, в «Ростелекоме» на момент написания текста не смогли предоставить какого-либо комментария, пообещав «уточнить». Представители SkyNet порекомендовали направить официальный запрос на общий ящик организации.

Столичные строители

С другой стороны, интерес к строительству сети в петербургском метро испытывает московский провайдер, «МаксимаТелеком». Основным его проектом является запуск сети в столичном метрополитене. «В некоторых города мира Wi-Fi доступен на станциях метро. Мы строим сеть в туннелях», — говорится на официальном сайте компании. «Если такой конкурс [по созданию сети в метро Петербурга] появится, «МаксимаТелеком» рассмотрит возможность участия в нем», — подтвердил представитель провайдера Илья Грабовский.

В 2013 году компания «МаксимаТелеком» стала единственным участником конкурса местного метрополитена — все остальные игроки назвали требования вложить более 1,3 млрд рублей в инфраструктуру, которая будет потом передана городу, «экономически нецелесообразными». По итогам строительства выяснилось, что провайдер перевыполнил требования правительства города и вложил в сеть аж 1,8 млрд рублей.

При этом, «МаксимаТелеком» еще в 2013 году была не самым успешным предприятием и при выручке 3,4 млн рублей имела убыток в размере 16,8 млн рублей. В 2012 году выручка составляла более 75 млн рублей при чистой прибыли в размере более 7,8 млн рублей. Каким образом компании с такими показателями удалось привлечь в строительство не самого привлекательного проекта почти 2 млрд рублей, не раскрывается. «Сеть строится только на собственные и заемные средства», — заявил «Агентству Бизнес Новостей» Грабовский.

Разыскивается провайдер-альтруист

По оценкам экспертов, небольшим компаниям достаточно сложно будет участвовать в подобных проектах. «Безусловно, речь идет о десятках миллионов долларов», — оценивает подземную сеть аналитик ИХ «ФИНАМ» Леонид Делицын. «Это, в значительной степени, имиджевый проект – если люди привыкли, что в Москве такое есть, то и в Петербурге должно быть», — комментирует он такое рвение Смольного. Окупаемость проекта эксперт оценивает не менее, чем в пять лет — поэтому непонятно, кто из провайдеров сможет позволить себе такой имидж.

Наиболее выгодным оператором с «базой» для строительства сети в петербургском метро выглядит «Мегафон», признает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. При существующей основе проект может обойтись в несколько сотен миллионов рублей, считает он. Любому другому оператору нужно будет либо строить свою инфраструктуру, либо брать её в аренду, что приведет к удорожанию проекта до нескольких миллиардов рублей, говорит он.

Петербургским властям нужно изучить уроки столицы, где из-за невнятности условий тендер ушел никому не известной ранее «МаксимаТелеком», говорит Кусков. «Тем, кто устраивает подобные конкурсы [по созданию сети] нужно четко изложить те статьи доходов, которые могут получить выигравшие компании, за счет чего они могут воернуть достаточно немалые суммы средств, вложенные в метро», — отмечает он. Впрочем, в условиях полного отсутствия импортозамещения в телекоме возврат таких инвестиций выглядит вообще чем-то сказочным, поэтому провайдеру не стоит ждать быстрой окупаемости в скором времени, считает аналитик. Кто именно станет таким смельчаком, увы, непонятно.

Андрей Фролов / АБН

Автор:

Новости партнеров