Антиалкогольную кампанию побеждает кризис

Во вторник глава Роспотребнадзора Анна Попова выступила с заявлением о том, что реклама алкоголя не должна возвращаться в СМИ. По ее словам, удалось достичь успехов в борьбе с алкоголизмом в стране за счет ограничительных мер. Нынешнюю борьбу с алкоголизацией населения можно отчасти сравнить с «сухим законом» Михаила Горбачева. Советская кампания отметила в этом году 30-летие. В чем она заключалась, чем кончилась и какова разница в потреблении алкоголя тогда и сейчас – в материале «Агентства Бизнес Новостей».

фотка 1

Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» Президиум Верховного Совета СССР издал 16 мая 1985 года. Согласно новому для советских граждан закону, запрещалось продавать водку во всех предприятиях общественного питания, которые были расположены на вокзалах, в аэропортах и на привокзальных площадях, за исключением ресторанов. Нельзя было торговать водкой близ промпредприятий, учебных и детских учреждений, больниц, санаториев и мест массового гуляния.

Водку и ликеро-водочные изделия можно было продавать лишь в специальных магазинах и обособленных секциях продовольственных магазинов. Примерно такие же правила действуют в России на данный момент. Запрещалась продажа спиртного гражданам, младше 21 года. Сейчас это ограничение установлено на 18 годах.

Продажа алкоголя в период горбачевского «сухого закона» начиналась с 14 часов утра. Для сравнения, в Петербурге сейчас действует ограничение на продажу спиртных напитков с 11 утра и до 10 вечера. На все эти ограничения советское общество реагировало юмором. В ходу, например, была шутка: «В шесть утра поет петух, в восемь — Пугачева, магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачева».

врезка

«В шесть утра поет петух, в восемь — Пугачева, магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачева» — такой была реакция населения на закрытые до 14:00 магазины с алкоголем

Разумеется, в СССР тут же развернулась антиалкогольная кампания: не допускалась демонстрация процессов распития в театрах, кино, художественных произведения. Кроме того, предлагалось ужесточить спрос с членов компартии, злоупотребляющих алкоголем. В России на данный момент действует запрет на рекламу алкоголя в СМИ.

Отметим, производители алкогольных напитков были и остаются крупными налогоплательщиками. Однако помимо борьбы с пьянством объявили в СССР о сокращении объемов производства спиртных напитков. В результате производство легальной водки снизилось с 806 млн до 60 млн литров. Вместо этого начало процветать самогоноварение. Официально зарегистрированные средние продажи спиртного в стране на человека за период антиалкогольной кампании сократились более чем в 2,5 раза.

Не в последнюю очередь этому способствовал резкий рост цен на водку. До начала кампании знаменитая бутылка «андроповки» продавалась по 4 рубля 70 копеек. В 1986 году самая дешевая водка уже подорожала до 9 рублей 10 копеек. Стоит заметить, что нынешние власти также планомерно повышали минимальную стоимость бутылки. Однако в этом году резко пошли в обратном направлении – цену понизили до 185 рублей.

Советский «сухой закон» стал причиной дыр в бюджете СССР. За счет розничной продажи спиртных напитков госказна получала примерно четверть доходов – то есть порядка 60 млрд рублей. За два года они сократились до 35 млрд рублей.

Так, власти объявили войну виноградникам. В Молдавии было уничтожено 80 тыс. га виноградников из 210 тыс. га. С 1985 по 1990 годы площади виноградников в России сократились с 200 до 168 тыс. га, восстановление раскорчёванных виноградников сократилось в два раза, а закладка новых не производилась вообще. Среднегодовой сбор винограда упал по сравнению с периодом 1981-1985 годы с 850 тыс. до 430 тыс. тонн.

При этом нельзя однозначно сказать, что никаких плюсов кампания по борьбе с пьянством не принесла. По официальным данным Госкомстата, за время «сухого закона» с 1985 по 1988 года официальные цифры по потреблению алкоголя снизились с 18 литров на человека до 4,8 литров. По состоянию на 1984 год на душу населения приходилось 10,5 литров. При этом точных реальных данных с учетом самогоноварения и теневого рынка официальные источники не приводят.

Отметим, сейчас официальные цифры по потреблению алкоголя в России также вызывают оптимизм чиновников, однако нынешние показатели, приводимые Минздравом выше данных Госкомстата даже до начала кампании. Так, в 2014 году на душу населения пришлось 11,78 литров алкоголя, годом ранее – 11,87 литров. В 2008 году цифра была еще выше – 16,2 литра.

«Число пациентов, зарегистрированных наркологическими учреждениями, впервые за последние четыре года уменьшилось с 381,393 человек в 2009 году до 293,122 человек в 2013 году. Показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами снизился на 23%: с 267,1 до 204,5 на 100 тыс. населения», — отмечают в Минздраве.

Завершить горбачевскую кампанию пришлось после уже массового недовольства, которое выливалось сначала в высмеивание инициатив власти. В 1987 году на фоне критики и начавшегося в экономике кризиса борьбу с производством и потреблением спиртного свернули. Причем сделано это было не официально, а как-то само собой.

Нынешний кризис также подстегивает власти отказаться от ограничений для алкопроизводителей во спасение российской экономики. Так, около года назад частично разрешили вернуть рекламу пива в СМИ и на стадионах. Эти деньги помогут провести Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Предложение Минкомсвязи о возврате рекламы других алкогольных напитков также является реакцией на кризис. В ведомстве полагают, что даже временное снятие ограничения поможет медиа пережить кризис. Кто победит на этот раз: борьба с пьянством или экономическая целесообразность – пока непонятно.

Елизавета Большакова / АБН

Автор:

Новости партнеров