«Объективно, G7 – устаревший формат»

На минувшей неделе прошла встреча «Большой семерки», на этой пройдет экономический форум в Петербурге. О потенциале этих мероприятий, а также о снижении ключевой ставки и других макроэкономических показателях «Агентство Бизнес Новостей» поговорило с аналитиком «Альпари» Анной Кокоревой.

Анна КокореваЦентральный банк снизил ключевую ставку до 11,5%. Насколько это решение обосновано и поможет ли оно предотвратить торможение российской экономики?

Решение ЦБ продиктовано двумя факторами. Во-первых, продолжается замедление темпов роста экономики. Во-вторых, продолжает укрепляться рубль, что невыгодно сейчас для экономики. Соответственно, в текущих условиях это решение верное. Необходимо снижать нагрузку на бизнес, чтобы кредиты стали доступнее.

И все мы знаем, что снижение ставки способствует удешевлению рубля. А оно способствует импортозамещению и развитию отечественной промышленности.

В перспективе этого года до какой ставки мы можем дойти?

Полагаю, мы можем вернуться к значениям, которые были до декабря 2014 года, то есть, снизить ее в два раза (с 5 ноября 2014 года ставка была 9,5% — АБН). В этом году на 2,5% ставку ещё снизят.

Хотя многое зависит от того, как будут вести себя экономика, сырьевой рынок, какая будет внешнеполитическая ситуация.

На ваш взгляд, достижим ли прогноз по ВВП в этом году 0%, или все-таки нам не избежать рецессии?

Сложно говорить, но думаю, мы все-таки окажемся в рецессии. Но прогноз в 3%, который высказывался некоторыми экспертами, это слишком пессимистично, скорее это будут 1,5-2% спада.

Через несколько дней открывается ежегодный экономический форум. Financial Times сообщила, что власти США не призывают в этом году к бойкоту форума. Экономика возобладала над политикой?

Я думаю, что когда речь идет о США, о других западных странах, там не обязательно давать указания бизнесу. Бизнес сам чувствует, какова тенденция, и корректирует свою стратегию. Конечно, много компаний по-прежнему ориентируется на Россию, но это, прежде всего, европейский бизнес.

Если посмотреть на факты, кто зарегистрировался, и кто приедет на форум, можно констатировать, что там большинство составляют отечественные бизнесмены (порядка 60%), а не иностранные. По сравнению с предыдущими годами число иностранных участников снижается. И сам форум поворачивается на азиатское и латиноамериканское направление. Пока эта переориентация происходит, возможна некоторая «просадка» по числу зарубежных участников.

На минувшей неделе состоялся другой форум – встреча «Семерки». России нет в этой организации уже больше года. Наша страна экономически потеряла что-либо от этого, либо это только вопрос репутации?

Это, строго говоря, не организация. Объективно, G7 – устаревший формат, сейчас это просто клуб по интересам. Когда-то давно это было объединение ведущих капиталистических экономик мира. На встречах согласовывалась экономическая политика, взаимодействие с соцлагерем и прочие важные вещи. А что важного сейчас можно обсуждать в мире без Китая, Индии, России и Бразилии, но с Канадой, размер экономики которой меньше не то что российской, но даже южнокорейской? Понятно, что это профанация. Стоит заметить, что, скажем, Испании, ВВП которой примерно равен канадскому, тоже нет в G7. Надо понимать, что XX век закончился уже довольно давно, современный формат – это G20, собрание действительно крупнейших экономик мира. Так что от того, что российский президент не съездил на встречи, которые уже много лет заканчиваются вообще ничем, кроме общих слов, наша страна определённо не потеряла.

Через полтора месяца будет год, как Россия ввела ответные санкции против США и Европы. С августа прошлого года стали много говорить об импортозамещении. На ваш взгляд, насколько успешно идет этот процесс?

Процесс импортозамещения, по сути, только-только начался. Несмотря на то, что условия для него были созданы раньше, оценить его реально, дать оценку сложно. Полагаю, сделать это можно будет ближе к концу года. Это связано с тем, что план антикризисных мер правительства очень долго согласовывался и был принят только в середине весны. То есть прошло всего два месяца.

Сами предприниматели говорят, что у них пошёл рост, стало больше заказов, бизнес расширяется. Но им важно, чтобы высокий курс доллара и эмбарго были на длительное время. В целом из общения с предпринимателями и промышленниками я лично могу сказать: эффект уже есть, но пока – неполномасштабный. Образно говоря, кризисный поезд уже тормозит, но еще продолжает катиться по рельсам. И сказать, что есть реальный успех, который можно выразить в цифрах, пока нельзя.

На встрече G7 речь шла не просто о возможном продлении санкций, но и расширении этих мер в случае эскалации конфликта на востоке Украины. На Ваш взгляд, насколько это вероятно?

Трудно прогнозировать, но вероятность эскалации конфликта действительно есть. Можно сделать выводы, что сейчас все направлено на то, чтобы конфликт возобновился. Это касается и украинской стороны, и самопровозглашённых республик. Для нас это несёт только негатив, и при появлении какой-то возможности новые санкции будут применяться. Вряд ли это будут серьезные экономические санкции (это невыгодно Европе). Но вполне возможно, что санкционные списки будут пополняться.

Дмитрий Борисов / АБН

Автор:

Новости партнеров