ЦБ прописали призму

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий, по сути, сделать Центральный Банк России зависимым от органов государственной власти. Автору законопроекта, депутату от ЛДПР Сергею Катасонову кажется, что ЦБ сосредоточен на своей узкой задаче сдерживать инфляцию и не думает о национальных экономических интересах, не слушается правительство России, меж тем, как банк должен смотреть на экономику через призму исторических условий. По мнению оппонентов Катасонова, еще неизвестно, кто больше заботится о национальных интересах – правительство или Центробанк.

ЦБ фото с сайта fedpress.ruЗаконопроект депутата Катасонова предлагает целый ряд изменений. Во-первых, снятие ограничений на выдачу ЦБ кредитов правительству, субъектам и государственным внебюджетным фондам для финансирования бюджетного дефицита. Во-вторых, депутат предлагает ввести непосредственный контроль Госдумы за отношениями ЦБ и иностранных государств. В-третьих, согласно законопроекту должна усилиться надзорная роль за Банком России президента РФ, а самому Центробанку предлагается управлять национальной платежной системой (сейчас он только осуществляет надзор и наблюдение). Наконец, в-четвертых, Катасонов предлагает дать возможность Счетной палате проверять Банк России без предварительной санкции на это национального финансового совета.

«Центробанк так, как он действует сейчас, не дает российской экономике перспективы. ЦБ не должен только сдерживать инфляцию. На кладбище инфляция ноль. Надо не задавливать инфляцию, а делать ее предсказуемой», — сказал АБН Сергей Катасонов.

Депутат уверяет, что во многих других странах Центробанки или их аналоги работают, беря в расчет национальную экономику и только в России это не так.

«Мы предлагаем ЦБ дифференцированную ключевую ставку. Если вы не в состоянии контролировать утечку капитала и не вводите ограничения на перемещение капитала, то ключевой ставкой, скажем так, ставя эту задачу не выхода рублевой ликвидности на валютный рынок и оттока его за рубеж, вы убиваете реальную экономику. Поэтому мы предлагаем: давайте диверсифицировать. Для реального сектора – строителей фабрик и заводов – должна быть одна ключевая ставка. Для банков другая ставка. Так же делают в других странах», — уверяет народный избранник.

Участник Конституционного совещания 1993 года, член Комитета гражданских инициатив Сергей Цыпляев считает, что изменения, предлагаемые Катасоновым, могут противоречить Конституции.

«Понятно, что хочется положить ЦБ в карман, идея давно витает в воздухе. У Центробанка и у правительства отличаются задачи. Нельзя, чтобы разные задачи выполняла по сути одна организация. Правительство и парламент, решая политические задачи, будут постоянно тянуться к крану под названием допэмиссия, чтобы решить свои проблемы, напечатав кучу денег. Центробанк сейчас смотрит, чтобы этого не произошло. Он занимается эмиссией в тех объемах, которые необходимы для поддержания стабильности валюты и росте экономики. На крики: «Дайте денег, чтобы закрыть обязательства!», он не должен реагировать. Нет денег — пересматривайте обязательства», — считает Цыпляев.

Как отмечает член Комитета гражданских инициатив идея о том, что Центробанк нужно сделать более зависимым от власти, не нова. Она пользуется популярностью у лоялистов, вроде писателя Николая Старикова или экономиста Михаила Хазина. Последний, в понедельник, например, заявил АБН, что независимость Национальной системы платежных карт не состоялась из-за саботажа Банка России.

«В законопроекте утверждается, что правительство знает экономические интересы России лучше ЦБ. Иногда бывает наоборот. Может быть, мы правительство поставим под отчетность Цетробанку? Почему Банк России воспринимается как второсортная организация? Есть разные задачи и они должны делаться разными структурами», — уверен Цыпляев.

В свою очередь Сергей Катасонов считает, что независимость ЦБ не должна быть константой. На все нужно смотреть через призму исторических условий.

«Ничего революционного мы не предлагаем. Но та независимость которая есть и те полномочия, которые есть у ЦБ исполняются узко. Мы считаем, что это ошибочно. В Центробанках других стран есть привязка с уровнем экономики. Они смотрят, какая должна быть ключевая ставка, чтобы развивалась экономика. Нет такого, что [для ЦБ] должен быть [только] соответственный курс и низкая инфляция. Так только мы придумали», — уверен депутат от ЛДПР.

Цыпляев оппонирует тем, что ЦБ и так думает об экономических интересах России, когда он обеспечивает достаточно устойчивую валюту.

«Если вы запустите греческий сценарий — раскрутку необеспеченных социальных обязательств, которые начнут покрываться за счет инфляции, то через некоторое время эта экономика закончится. Тогда мы и спросим: а кто думал о национальных интересах?», — объясняет Сергей Цыпляев.

Отметим, что в случае если законопроект будет принят и из-за него придется менять Конституцию, то сделать это будет не так просто. О работе ЦБ говорится в третей главе высшего нормативного правового акта России. Изменения в ней должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Госдумы и тремя четвертями членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении поправок направляется законодательным или представительным органам субъектов РФ. В течение года данное предложение должно быть одобрено ими, причем не менее чем в двух третях субъектов России. Далее Совет Федерации в течение семи дней направляет закон о поправке к президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Артем Александров / АБН

Автор:

Новости партнеров