«Здесь люди, которые занимаются бизнесом, не очень сильно обращают внимание на различные политические перипетии»

В минувшую пятницу Санкт-Петербургская международная бизнес-ассоциация (СПИБА) отпраздновала свое двадцатилетие. «Агентство Бизнес Новостей» узнало у председателя исполнительного комитета СПИБА и генерального директора логистической компании Алерс в СНГ и Балтии Стефана Ван Доорслаера, как на западных компаниях отразился экономический кризис в России и политическая напряженность.

stefan van doorslaer

Каким образом отразилась санкционная история на деятельности Алерс СНГ и Балтии?

На нас санкции напрямую не повлияли, потому что мы не контактируем с компаниями, которые находятся в санкционном списке. Кроме того, мы не занимаемся логистикой с продуктами питания. Но косвенно санкции коснулись и нас, так как они стали причиной колебания курса рубля. А частью нашего бизнеса является импорт различной продукции. И, конечно, количество импорта снизилось очень сильно.

Как Вы планируете выходить из ситуации?

Мы постараемся компенсировать это падение за счет экспортной деятельности и местного рынка. Фактически, санкции повлияли таким образом, что мы переключились на импортозамещение.

Как это отразилось на рынке логистики?

Рынок логистики сильно пострадал, потому что склады опустошаются. Многие компании арендуют складские помещения, но при этом склады не заполняются. Соответственно, они несут убытки. Если компания занимается простой логистикой, импортом из пункта А в пункт Б, то она очень сильно страдает, так как количество импорта значительно сократилось.

Это коснулось и Вас в том числе?

Но у нас собственные склады, соответственно, арендную плату нам не приходится платить. Также мы занимаемся большим количеством разного рода деятельности, помимо логистических услуг. Поэтому для нас этот период более-менее нормальный.

Каковы Ваши ожидания относительно восстановления российской экономики?

Если посмотреть на российскую экономику за последние несколько нет, то мы видим, что наблюдался рост, потому что люди тратили много денег, покупали технику, покупали разного рода продукцию. А сейчас мы видим очень сильное влияние на экономику санкционных событий, потому что людям приходится тратить больше денег на продукты питания. Соответственно, они перестают тратить деньги на подорожавшую остальную продукцию. Поэтому большинство компаний ощущают негативный эффект от санкций и за счет падения рубля, и за счет снизившегося потребления.

Вы намерены продолжать развивать бизнес в России?

Как для компании, для нас очень важно присутствовать здесь как в сложные времена, так и в хорошие времена. Мы присутствуем здесь более 20 лет, и даже в 1998 году, когда был серьезный кризис, мы были здесь. России и другим странам с точки зрения политики придется еще много лет страдать от этих событий, и потребуется много лет, чтобы восстановиться.

С точки зрения экономики, конечно, она будет расти, но это будет медленный рост, медленное восстановление. Я думаю, еще года два – три будут довольно трудные времена. Но если компания остается здесь в эти сложные времена, то во-первых, российские партнеры будут очень благодарны и оценят это, а во-вторых, как правило, после кризиса ты становишься сильнее. Поэтому для нас очень важно оставаться здесь, пережить этот кризис, и расти после него. Как компания мы продолжаем здесь работать и инвестировать, думаем, как развиваться дальше. Мы верим в Россию.

Какое отношение у международного бизнеса к России?

Первый раз я приехал в Россию в 1989 году, еще будучи студентом. Второй раз я приехал в 2006 году с чемоданом, полным еды, потому что в России не было еды, как мне сказали. Это к вопросу о восприятии. Люди думают и продолжают думать так, потому что они услышали об этом много лет назад. Люди на Западе многого не знают о России. Они думают, что свобода здесь ограничена, потому что они не знают Россию изнутри. Я заметил, что здесь люди, которые занимаются бизнесом, не очень сильно обращают внимание на различные политические перипетии. Поэтому политическая турбулентность не очень сильно влияет на деловые взаимоотношения. Мы планируем дальнейшие инвестиции и ждем поддержку со стороны правительства. Поэтому для нас все очень позитивно.

Стефан, наверняка Вы читаете публикации зарубежной прессы о России. Правящая элита часто называет западные СМИ ангажированными. Как Вы думаете, это действительно так?

Как сказать. Я думаю, что когда говоришь о СМИ, то появляется некий бекграунд. Вспоминаешь истории, которые основаны на вашем опыте. И конечно, источники информации отличаются, здесь – россияне, а там – западные люди. И если сравнить, всегда существует разница, а правда –где-то посередине. Для меня важно, что у российских людей есть доступ ко всей информации посредством интернета или других источников. Но для россиян сложно получать эту информацию, потому что она на английском языке. Я считаю, что всегда лучше приехать, увидеть все собственными глазами. Увидеть, что здесь нет никакой войны, что все прекрасно и медведи по улицам не гуляют.

Юлиана Михайлова / АБН

Автор:

Новости партнеров