Зачем нам отчитываться перед западными специалистами?

Хавкин для колонки Александр Хавкин

Почетный нефтяник РФ

На прошлой неделе в Государственной Думе прошел круглый стол по мерам законодательного, в том числе и налогового, регулирования, направленным на стимулирование недропользователей на повышение коэффициента нефтеотдачи. По идее, это очень серьезное и правильное мероприятие. Однако обращает внимание очень радужная позиция представителя министерства энергетики, который сообщил, что у нас средняя нефтеотдача — на уровне 40%. У меня лично это вызвало удивление.

Дело в том, что в проекте энергетической стратегии до 2035 года указано, что в настоящее время средняя нефтеотдача по стране — 27%. И поставлена задача достичь нефтеотдачи в 40% к 2035 году. Как в этой связи понимать то, что представитель министерства сообщает, что у нас уже сейчас нефтеотдача от 34% до 42%? Да, у нас есть месторождения с достаточно высоким коэффициентом извлечения, иногда они доходят до 50% и выше, но только по конкретным объектам. Но если в стратегии указано, что у нас нефтеотдача 27%, то это означает, что ситуация крайне тяжелая. Получается, что у нас очень месторождений, где нефтеотдача значительно меньше, чем 40%. Плохо и то, что в стратегии до 2030 года было заявлено, что у нас средняя нефтеотдача на уровне 30%. То есть за пять лет, по официальным данным, мы потеряли 3%. Идет тенденция падения нефтеотдачи, а министерство сообщает радужные цифры, вместо того, чтобы бить в набат и решать ситуацию. При радужном настрое можно ведь ничего не делать и не беспокоиться. Да, можно говорить, что все хорошо, успокаивая руководство страны. Но на самом деле, что в этом хорошего?

Еще один интересный момент обсуждения – это предлагаемая к утверждению методика по правилам разработки месторождений углеводородного сырья и правил подготовки технических проектов. Эти документы содержат в себе ряд спорных моментов. По новой экономической оценке предлагается определять рентабельность месторождения и участки, которые на момент оценки являются нерентабельными, предлагается вообще исключить из рассмотрений. Но сегодня цена на нефть или газ одна, а завтра другая, и мы в любом случае должны оценивать рентабельно извлекаемые запасы, а исключать из рассмотрения – это неправильно. Они должны находиться в зоне видимости, и по мере изменения экономических условий их можно вносить в варианты рациональной разработки.

Ранее специалисты «Газпрома» сделали оценку по этой методике, и оказалось, что наш рентабельно извлекаемый запас оказался немного больше, чем по данным западных специалистов (у нас есть такая практика, что Запад делает свою оценку нашим нефтедобывающим компаниям). А в результате западные специалисты снизили нам оценку по запасам газа. Они посчитали не ту газоотдачу, которая заложена в наших проектных документах. Но чего мы так боимся рассогласований с западными экспертами? Технологии в России развиваются, и западные специалисты могут не знать о некоторых наших инновациях, которые мы храним в секрете. С какой стати в такой ситуации мы должны перед ними отчитываться?

Автор:

Новости партнеров