«Негде угнездиться». Что не устраивает иностранных инвесторов в России

Государство объявило курс на импортозамещение и локализацию в 2009 году. Для иностранных предприятий, которые планируют открывать производство на территории России, правительство предлагает ряд льгот и преференций. Однако несмотря на все положительные изменения, многие вопросы остаются нерешенными. Чем недовольны в иностранных компаниях, которые открыли производство в России, выяснило АБН.

ИМПОРТ

«Масштабный старт локализации начался с 2009 года, когда была обнародована стратегия развития фармацевтической промышленности. Тогда государство впервые дало понять участникам рынка, какие цели оно преследует в плане развития фармацевтической промышленности. Тогда были сформулированы первые целевые показатели», — напомнила руководитель отдела по правовым вопросам, корпоративной этике и комплаенс ЗАО «Рош-Москва» Инна Пантелеева.

Правительство планировало довести отечественное, в том числе и локализованное, производство к 2020 году до 50%. А в сфере госзакупок появились элементы стимулирования для местных производителей, что подталкивало компании углублять локализацию.

При этом приоритет отдается тем компаниям, продукция которых не имеет аналогов на российском рынке. Так, особых преференций удостаивается фармотрасль, химическая промышленность и медицина. «За последние пять лет более 70 иностранных брендов (фармацевтической отрасли — АБН) локализовали производство в России», — сказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Он отметил, что всего в фармотрасль инвесторы вложили свыше 120 млрд рублей.

По словам Евтухова, со всеми иностранными компаниями, которые задумываются о локализации, ведется работа практически «в ручном режиме». Однако компании все равно остаются недовольными некоторыми моментами. Так, по словам старшего юридического советника АО «Шнейдер Электрик» Наталии Масленниковой, не всегда становится понятным, на какой именно перечень льгот может рассчитывать инвестор. «Законодательство сейчас не отражает полный перечень этих льгот», — сказала она. По мнению Масленниковой, необходимо рассказывать инвесторам, о том, что их ждет на самом деле.

В этом ее поддерживает и директор по правовым вопросам ООО «Сименс» Светлана Гербель. Она уверена, для того, чтобы инвестор понимал, зачем ему нужно вкладываться в Россию, правительство должно составить критерии стимулирования. Один из главных – это рынок сбыта, уверена Гербель.

«На сегодняшний день из тех заводов, которые у нас есть, некоторые недозагружены. Чтобы локализовать производство тяжелого медоборудования, необходимо производить, как минимум пятьдесят единиц в год. А рынок, в лучшем случае, двадцать единиц. Даже при условии, что будет заключен специнвестконтракт, но не будет спроса на пятьдесят единиц, соответственно, не будет и прибыли», — пояснила Гербель.

Таким образом, государство должно рассказывать, на какие объемы поставок оно рассчитывает, а также каков объем рынка. Если промышленникам не совсем понятен рынок сбыта, то пищевики озабочены неразвитой аграрной отраслью. Как отметила директор юридического департамента ООО «Нестле Россия» Вера Колесник, «устойчивость — то, чего мы ждем и то, чего бы мы ожидали от наших госорганов в качестве вектора направленности действий. Что это означает? Чтобы там сырье приходило в нужном количестве, качестве и нужный срок…»

Требования к качеству сырья очень высоки. Но не всегда такое сырье можно найти на нашем рынке

«Мы уже много лет боремся за то, чтобы получить надежных поставщиков. В чем проблема? Компания глобальная и с высочайшими стандартами. Требования к качеству сырья очень высоки. Но не всегда такое сырье можно найти на нашем рынке», — сказала представитель «Нестле» в России. Основными проблема остается качество сырья и устойчивость поставок. Колесник уверена, что государству необходимо вкладывать средства в агромпром, чтобы производственникам хватало сырья, а поставки осуществлялись в срок.

Также для инвесторов крайне важна поддержка со стороны местных властей. «Для нас привлекательны те регионы, где есть четкое регулирование на местном уровне. Для нас привлекательны те регионы, где полностью осуществлено строительное зонирование, и у инвесторов не возникает проблем с о строительством», — добавила Колесник.

Не так давно в России стали появляться особые экономические зоны. Они призваны обеспечить своих резидентов всем необходимым. Однако даже в этих местах, специально предназначенных для инвесторов, возникает ряд проблем.

«Когда мы смотрим на потенциальные площадки для локализации, прежде всего в наших списках – это индустриальные парки. Но по нашему опыту из-за их инфраструктуры, не всегда мы делаем выбор в их пользу. Причины состоят в том, что несмотря на то, что это искусственно созданный организм, где инвестор должен угнездиться, зачастую мы видим, что под наши нужды мы не можем переделать эту инфраструктуру. И если говорить прямо, это не всегда экономически интересно», — сказала Колесник.

Конкретный пример привел главный юрисконсульт ООО «Новартис Нева» Максим Завирущев. Фармацевтическая компания «Новартис» решила открыть производство в Петербурге и в качестве места локации выбрала ОЭЗ «Новоорловская». Компания стала ее резидентом в июне прошлого года. Но как пояснил Завирущев, «иногда немножко отстает строительство инфраструктуры». Добавим, что на эту проблему ранее жаловался еще ряд резидентов. В целом, иностранные компании находят ряд недочетов в индустриальных парках.

Юлиана Михайлова / АБН

Автор:

Новости партнеров