ЦБ пришел за лизингом. Что ждать от реформы лизингового рынка?

лизингЦентробанк и Минфин подготовили масштабную реформу рынка лизинга. Причина – разросшийся рынок, который угрожает «финансовой стабильности» страны. В ЦБ и Минфине не довольны тем, что сегмент почти не регулируется. О необходимости и последствиях реформы АБН узнало у экспертов.

В четверг на встрече регулятора и министерства финансов с руководителями крупнейших лизинговых компаний было объявлено о масштабной реформе рынка лизинга. Подготовить реформу в апреле ведомствам поручил вице-премьер Игорь Шувалов. Причиной тому – разросшийся рынок лизинговых услуг, который угрожает финансовой стабильности страны. Его объем к 2016-му году достиг 3 трлн рублей, а профильный закон лишь уточняет термины, но практически не регулирует этот сектор экономики.

Задачи реформы, как было объявлено на встрече, снизить стоимость лизинга, приблизить кредитное качество лизинговых компаний к суверенному рейтингу, а также обеспечить их длинным горизонтом инвестирования. Для этого предлагается запретить лизинговым компаниям вести другой бизнес; перевести их к 2019 году с отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности, защитить имущественные права лизинговых компаний, обязать их раскрывать информацию, включая полную стоимость кредита, и, наконец, снизить стоимость фондирования, что в свою очередь приведет к снижению цен на лизинг. Издержки лизинга Минфин и Банк России предлагают снизить и при помощи распространения электронных технологий и услуг, аналогичных мобильным банкам. Кроме того, компаниям рекомендовали создать саморегулируемую организацию и улучшить внутренний аудит и корпоративное управление. Для проведения подобной реформы потребуется несколько лет.

В нашей стране регулирование любого рынка приводит к депрессии этого рынка

Вице-президент ассоциации региональных банков России Ян Арт сказал АБН, что реформа рынку лизинга нужна, но Центробанк может сделать только хуже.

«Сказать насколько реформа изменит рынок трудно. Это покажет время. Правда, в нашей стране регулирование любого рынка приводит к депрессии этого рынка. Теоретически регулировка нужна. Рынок лизинга начал стагнировать и даже сокращаться. За счет налоговых льгот он развивался в нулевые. Правда, отсюда и перекос – в России рынок сосредоточен на автомобильном лизинге», – сказал Арт.

Эксперт отметил, что рынок для РФ актуален. Лизинг – это для многих возможность развить бизнес.

«Нет рынка лизинга – нет возможности приобрести многие вещи. Нет возможности приобрести производственные мощности и «недвижку». Нет «недвижки» – нет залогов. Нет залогов – нет кредитов и нет денег на развитие. Это цепочка в теории, а как на практике выйдет, посмотрим. К сожалению, пока на рынке страховых услуг и на других рынках, куда пришел ЦБ, участники в определенном ужасе», – отметил Ян Арт.

Малейшие нарушения договора, составленного «нужным» образом используют для шантажа клиента

Руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин поделился с АБН своим представлением о том, чтобы он прописал в реформе.

«Если бы это зависело от меня, я бы более жестко регламентировал взаимоотношения по договору лизинга. Часто его используют, как возможность не оформлять на себя активы. Некоторые компании уходят так от исполнения обязательств. Я сталкивался со злоупотреблениями лизинговых компаний. Например, малейшие нарушения договора, составленного «нужным» образом она использовала для шантажа клиента. В моем случае объявляла лизинговые автомобили в угон. Это было основанием для одностороннего расторжения контракта. Я, правда, не знаю, насколько подобные нарушения характерны для этого рынка, но если Минфин и ЦБ считают, что нужна реформа, то, видимо, проблема распространена», – поделился соображениями Елин.

Отметим, в последнем «Обзоре финансовой стабильности», который подготовили специалисты Центробанка, рынок лизинга включили в список потенциальных источников системного риска. Так, основная причина банкротства авиакомпании «Трансаэро» – долги по лизингу. Этот перевозчик не смог справиться с обязательствами на 67 млрд рублей перед «ВЭБ-лизингом». Позднее лизинговая компания «Уралсиб» допустила дефолт по облигациям.

Артем Александров / АБН