Не Путиным единым жив человек

В 2016 году исполняется десять лет Санкт-Петербургскому Дому музыки. Его художественный руководитель Сергей Ролдугин в четверг рассказал журналистам о том, с какими проблемами за эти годы сталкивались музыканты и какую роль в судьбе учреждения сыграл президент России Владимир Путин. Несмотря на то, что Ролдугин – давний друг главы государства, о политике он не говорит. Главное — музыка. Но ответить на вопрос о «панамском скандале» в очередной раз все-таки пришлось. Он «по-китайски» отшутился на вопрос о своих «офшорных проектах», а потом сыграл фрагмент из Чайковского на виолончели «Стюарт», которая стоит $12 млн.

Коллаж АБН

Коллаж АБН

«Дело в том, что богатенькие люди по приказу Путина сказали, вот этому дайте деньги, и он что-то купит и сделает. Вы это хотите услышать? На самом деле я ходил, просил», — рассказал Ролдугин о том, с чего начинался Дом музыки. Он признался, что просил Путина «сделать так, чтобы не только $7 млн платили тренеру по футболу, а хотя бы полмиллиона дали какой-нибудь музыкальной школе, или чтобы профессор музыки получил столько же, сколько хотя бы какой-нибудь бармен в ресторане или хотя бы водитель троллейбуса».

Несмотря на дружеские отношения экс-ректора Санкт-Петербургской консерватории с президентом, местные чиновники, по словам музыканта, не сильно старались помочь новой организации появиться. «Один чиновник (не буду называть его фамилию) даже тогда мне написал, что, мол, нам это не нужно», — отметил Сергей Ролдугин. Позже он добавил, что, петербургским чиновникам Владимир Путин по поводу нового музыкального учреждения десять лет назад точно не звонил. «Потому что у нас были большие баталии. Они говорили: «Надо так и так». А мы пытались им объяснить, что не они нам как профессионалам должны советовать, а мы — им. Я, когда был ректором, тоже ставил вопрос о том, что не министерство должно говорить мне, как учить людей, а наоборот все должно быть», — вспоминал музыкант.

Сергей Ролдугин рассказал, что Дом музыки – это уникальное учреждение, которое работает на стыке разных структур. У него есть лицензия и на концертную деятельность, как у филармонии, и на образовательную, как у консерватории. Художественный руководитель о своем детище говорит много и увлеченно. Своих учащихся он не хочет называть студентами. Все они для Ролдугина – уже артисты. «Они привыкают к профессиональной жизни артиста. Мы занимаемся и воспитательной функцией. Учим детей формировать свои программы, обращаться с импресарио, ясно изъявлять свои желания и требования по гастролям. Мы прививаем молодым артистам уважение к менеджменту и бережное отношение к своим обещаниям. Это очень важно», — заметил Сергей Ролдугин.

Украины в планах нет

«Планов громадье», — ответил худрук Дома музыки, когда его попросили рассказать о них в двух словах. Но кое-на-чем музыкант все-таки решил остановиться. Так, Ролдугин рассказал, что скоро у Дома музыки появятся новые помещения. Речь идет о зданиях, которые входили в комплекс дворца князя Алексея Романова. «Там будут репетитории. Возможно, сделаем еще гостевые номера для приезжающих профессоров. Будут ходить в тапочках на занятия», — прокомментировал Ролдугин. Ранее в помещениях, которые будут переданы музыкантам, располагались детсады. «Сейчас скажете, что детей выселяем», — пошутил худрук. И рассказал, что Дом музыки нашел средства на постройку «самого лучшего» детского сада с бассейном и солярием по адресу Климов переулок, 4, чтобы туда смогли переехать воспитанники дошкольных образовательных учреждений.

Также в планах открытие филиала Дома музыки в Крыму. Произойти это должно в 2017 году. Необходимые помещения организация уже получила. Располагаются они недалеко от Ласточкиного гнезда. По словам Ролдугина, студенты и профессура будут там заниматься, готовиться к конкурсам, кушать и ходить на море.

Артисты Санкт-Петербургского Дома музыки выступают по всему миру «от Таиланда до Бразилии и по всей Европе». Концерты – основная составляющая всех планов музыкального учреждения. Но на Украину в обозримой перспективе воспитанники Ролдугина все же не поедут. Хоть запрос там на российских артистов и есть. «Поскольку мы отвечаем за жизнь и здоровье наших артистов, мы не посылаем их туда. Пока не нормализуется обстановка», — объяснил худрук Дома музыки.

«Стюарт» и офшоры

Гвоздем программы стал «Стюарт» — виолончель 1732 года выпуска и авторства Антонио Страдивари, которая стоит $12 млн. «Я не случайно пришел сегодня с виолончелью, которая стоит многие миллионы долларов. Ее первым владельцем был прусский Фридрих Великий. Это один из инструментов, которые Дом музыки имеет в своей собственности», — пояснил Сергей Ролдугин.

И тут же оговорился, что учреждение не совсем им владеет. «Сейчас виолончель принадлежит мне, но таких денег у меня, конечно, ни в левом, ни в правом кармане нет. Инструмент куплен на средства благотворителей и будет передан государству», — сказал музыкант. Называть имена благотворителей он не стал, но заверил журналистов, что с отчетностью у Дома музыки все в порядке. Вообще, благотворители играют огромную роль в жизни Дома музыки. Фактически они обеспечивают его существование, выделяя средства на дорогостоящие инструменты (не только на «Стюарт»), гонорары профессорам и другие текущие расходы. «Я персонально несу ответственность за то, чтобы деньги, которые выделяет государство и благотворители, были потрачены с умом. Поверьте, это очень большие деньги». – признался Сергей Ролдугин.

Чуть позже он вспомнил виолончель «Дюпор», которая принадлежала Мстиславу Ростроповичу. «Инструмент был продан японцам за $20 млн, при жизни великого Ростроповича, с договоренностью, что виолончель перейдет к ним после его смерти. Я пока намерен пожить, но у меня должен быть примерно такой же документ. Что когда я по каким-либо причинам перестану играть, «Стюарт» перейдет в собственность государства», — отметил Ролдугин.

По словам музыканта, после того, как широкая общественность узнала о «Стюарте», жить стало немного сложнее. Теперь виолончелисту приходится иметь дело «с совершенно бешеной охраной» инструмента. Он, по собственному признанию, каждое утро сообщает в определенные структуры, что берет «Стюарт» позаниматься.

Отметим, широкая общественность заинтересовалась «Стюартом» после того, как друг Сергея Ролдуигна, президент России Владимир Путин всем рассказал о дорогостоящей виолончели. Это произошло, когда глава государства комментировал офшорный «панамский скандал». Неделю назад на церемонии вручения государственных наград в Кремле Ролдугин пообещал журналистам, что он готовит новый грандиозный проект, который прольет свет на ситуацию, породившую слухи о его офшорных компаниях. В четверг музыкант заявил корреспонденту АБН, что на самом деле проект с офшорами не связан. Детали раскрывать он пока не готов. «Пока я не хочу раскрывать деталей. Ведь вы об этом услышали всего неделю назад, так? Правильно? Как говорят китайцы, первые 50 лет — это слишком маленький срок», — сказал Сергей Ролдугин.

Напомним, в апреле имя Сергея Ролдугина появилось в документах, опубликованных Международным консорциумом журналистов-расследователей. Они рассмотрели материалы панамской компании Mossack Fonseca. У Ролдугина обнаружили четыре офшора, которые проводили сделки с госкомпаниями и позволяли получать прибыль от каждой в несколько миллионов долларов.

Также журналисты обратили внимание на то, что Ролдугин давно знаком с главой государства и состоит с ним в дружеских отношениях. Президент Путин прокомментировал расследование, сказав, что Ролдугин занимается бизнесом для того, чтобы развивать музыку в России, и покупает для российских учреждений дорогостоящие музыкальные инструменты.

Елизавета Белова / АБН

Автор:

Новости партнеров