Кондуктор не спешит: «умные» тенденции общественного транспорта

На прошлой неделе в Петербурге появилась первая «умная остановка», оснащенная видеокамерами, бесплатным Wi-Fi, монитором и разъемами для зарядки гаджетов. «Агентство Бизнес Новостей» побеседовало с экспертами в области общественного транспорта о том, какие современные технологии в будущем могут появиться в петербургском общественном транспорте.

Коллаж АБН

Коллаж АБН

«Все зависит от финансирования»

Несмотря на то, что сроки открытия первой «умной остановки» неоднократно переносили, автор проекта и гендиректор компании «Городские инновации» Антон Червинский заявил о готовности построить еще как минимум 99 подобных объектов. «До чемпионата мира по футболу мы готовы разместить в центре Петербурга 50 таких остановок и еще 50 — после», — рассказал Червинский. По его словам, установка 50 подобных установочных комплексов обойдется в 100 млн рублей.

Как ранее сообщало АБН, далее начнется тестирование проекта, которое продлится до 1 декабря. По его результатам станет известно, появятся ли еще в будущем в Петербурге подобные комплексы.

Судьба этого проекта будет зависеть от городских властей и инвесторов, рассказал АБН представитель СПб ГКУ «Организатор перевозок» Роман Агапитов. «Ведь город не вложил в нее ни одной копейки – это все были средства инвесторов. Если город посчитает необходимым устанавливать такие остановочные комплексы, то инвесторы и дальше будут вкладывать в них деньги», — отметил Агапитов.

По его словам, в настоящий момент есть большое количество интересных разработок, но их могут реализовать в зависимости от финансирования. «На какие-то интересные задумки его может не хватить», — отметил Агапитов, также добавив, что необходимо изменить и некоторые законодательные акты.

По мнению представителя компании, Петербургу стоит ориентироваться на опыт зарубежных государств. «Технологии не стоят на месте – в некоторых странах оплата проезда осуществляется уже за счет смартфона. Не надо никаких банковских карт», — добавил Агапитов.

Взгляд на Запад

Обратиться к положительному опыту европейских стран советует и коммерческий директор компании «ЕвроМобайл» Александр Ярошевич. «Кончено же, в Европе, особенно в Скандинавии, “умный транспорт” развит значительно выше, чем в России и других странах постсоветского пространства. Кроме того, эталонами являются Германия и Турция – во многом мы перенимаем их опыт», — рассказал АБН Ярошевич.

Он добавил, что в следующем году в Петербурге появятся первые автобусы, в которых установлены новые мультимедийные системы. «Системы, которые мы установим на новые автобусы, разработаны совместно с нашим партнером – компанией “РосИнноваци”. Такие системы совмещает в себе общую полезную информацию для пассажиров и данные о том, сколько он будет добираться до необходимой ему остановки, какие стыковочные маршруты на его пути будут взаимодействовать с его вектором движения», — рассказал Ярошевич. Он добавил, что инновация увеличит уровень комфорта пассажиров и такие автобусы будут особенно удобны для тех, кто приедет на Кубок Конфедерации и ЧМ-2018.

При этом, по мнению Ярошевича, транспорту Петербурга и России еще далеко до европейского образца. «Ко второй половине 2018 года в Петербурге будет уже 225 автобусов с мультимедийной системой. Но это лишь малый процент от всего наземного транспорта в Северной столице. В Скандинавии, Германии и Турции такой показатель равен 100%», — добавил собеседник АБН.

«Странно, но есть мнение, что стать умным может только новый автобус, это не так – оснастить можно даже старый «пазик», и если у регионов нет денег на закупку новых машин, это не значит, что нельзя улучшить комфорт и безопасность общественного транспорта», — отметил Ярошевич.

«От проблем не убежишь»

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев рассказал АБН, что тенденция к появлению в России «умных остановок» зародилась в Москве. «Но все развитые страны уже давно этим пользуются, благодаря GPS и ГЛОНАСС-устройствам. Конечно, появление таких сервисов работает на то, чтобы качество услуги было выше. Но это не снимает вопросы, как работает общественный транспорт в принципе. В Петербурге, да и везде по России, есть с этим проблемы», — отметил Мулеев.

По его словам, в будущем в России могут появиться те решения в сфере транспорта, которые уже сейчас можно наблюдать в Финляндии. «В Хельсинки несколько лет назад был запущен сервис микроавтобусов, рассчитанный на десять посадочных мест, который работал не по устойчивой маршрутной сети, а которая составлялась в режиме реального времени. Каждый пассажир мог с помощью смартфона указать место, куда он хочет поехать, и сеть автоматически предлагала несколько вариантов проезда», — рассказал Мулеев.

Виталий Беспалов