Как не повторить теракт в метро

До недавнего понедельника Санкт-Петербург считался одним из самых безопасных городов России и всей Европы. Теракты обходили наш город стороной и власти, особенно те, кто должен обеспечивать безопасность, видимо, расслабились.

Курдесов

Дмитрий Курдесов

лидер движения «За безопасность»

По все еще предварительной информации, теракт в петербургском метро осуществил 22-летний выходец из Киргизии, получивший шесть лет назад российское гражданство. О молодом человеке известно мало. Он работал поваром в суши-баре и, возможно, в прошлом году был завербован одной из известных всем террористических организаций.

Террорист, судя по фотографиям, просочившимся в прессу, не сильно выделялся из общей толпы. Даже совсем не выделялся, спокойно перемещался по станциям городского метрополитена, не вызывая никакой тревоги у персонала подземки и полицейских. Одну бомбу террорист оставил на станции «Площадь Восстания», а затем взорвал себя на перегоне «Сенная площадь» — «Технологический институт».

В этот день, 3 апреля, весь Петербург накрыл страх. Станции метро были закрыты на вход и выход, в городе быстро образовались дорожные заторы, и, несмотря на решение городских властей о бесплатном проезде на общественном транспорте, люди шли пешком несколько километров от работы до дома, не успевая забрать детей из детских садов и школ.

Следствию еще предстоит выяснить все причины, побудившего смертника на преступление (по сообщениям ФСБ, уже задержаны его предполагаемые подельники), но последствия его «акции» можно оценить уже сейчас. Главный вопрос: как смертник смог проникнуть в метро со взрывчаткой и не привлечь к себе внимание?

После теракта в московском «Домодедово» по указу президента Владимира Путина в московском и петербургском метро были установлены металлодетекторы. Вначале рамки появились не на всех станциях метрополитена и выполняли, скорее, устрашающую функцию.

Сегодня рамки присутствуют на каждой станции, но важно понимать, что рамка – средство (инструмент) охраны, так же, как и непосредственно сам охранник (полицейский), он тоже один из «инструментов» общей системы безопасности. И только при грамотном использовании этих «инструментов» и управлении ими создается общая система охраны и безопасности.

Рамки металлоискатели, установленные в метрополитене, не предназначены для обнаружения взрывчатых веществ. Полагаю, террорист об этом знал, поэтому спокойно прошел или обогнул рамку — в толпе это легко сделать. Рамка настроена на выявление металлического оружия и к нафаршированной металлическими шариками бомбе при любых обстоятельствах всегда останется равнодушной.

Поэтому нельзя полагаться исключительно на технику. Охранник обязан внимательно следить за происходящим на территории, обращать внимание на мелочи и лучше лишний раз проявить бестактность к пассажиру и проверить его, чем дождаться теракта.

Напомню, что только внимательность сотрудника метрополитена позволила вовремя нейтрализовать бомбу на станции «Площадь Восстания». Но авторы (и руководители) системы охраны и безопасности метрополитена должны всегда учитывать физические и психологические возможности сотрудника охраны (полицейского), который непосредственно осуществляют контрольно-пропускной режим на входе в метро.

Человек не может 24 часа в сутки стоять у рамки и контролировать всех входящих в метро, реагируя на сигналы металлодетектора. Более того, он и 60 минут не сможет выполнять свою работу эффективно. Необходима частая смена.

Металлодетекторы выполняют свою отдельную и важную функцию, но в комплексе, например, с системой видеонаблюдения и правильно выстроенной системой общей охраны и безопасности служат почти стопроцентной защитой от террористических атак. Ведь основной принцип организации системы безопасности – показать явную, действующую охрану, постоянное движение полицейских и так далее, чтобы у террористов даже и мысли не возникало зайти в вестибюль метро.

Второе. Современная система видеонаблюдения позволяет вытащить из толпы любое лицо и при помощи специальной компьютерной программы прогнать его по базе, а дальше идет простейший анализ и, соответственно, если сходство пассажира и предполагаемого террориста более 70%, проходит команда на пульт охраны, и для конкретного человека блокируется доступ.

В петербургском метро четыре года назад был развернут пилотный проект интеллектуальной системы видеонаблюдения, но выяснилось, что при любом изменении внешности пассажира сканирование изображение, безусловно, возможно, только система никогда не найдет нужное лицо в базе данных террористов. Хотя в мире имеются и действуют аналоги, которые различают террористов с наклеенными усами, и бородой, и в солнцезащитных очках, в нашей стране подобные системы пока не используются.

Но опять же ошибочно полагать, что, если посадить человека на двадцать четыре часа «за мониторы», он будет пристально смотреть в них и выявлять потенциальных террористов. А вы долго можете смотреть неинтересный черно-белый фильм?

Здесь отмечу, что без оперативной работы и информации, кого конкретно нужно найти в огромной массе пассажиров, камеры видеонаблюдения просто будут записывать картинку, которая послужит материалом для будущего анализа, но никак не поможет предотвратить преступление.

И третье. Бомба на «Площади Восстания» не взорвалась, по некоторым данным, потому что спецслужбы, располагающие информацией о возможном теракте, вовремя отключили мобильную связь и не дали сигналу о взрыве добраться до детонатора. Думаю, пора подумать о специальной кнопке (или рубильнике), которую надо будет просто нажать, и вся сотовая связь в метрополитене заблокируется на время спецмероприятий.

Подытоживая, скажу, что система безопасности городского метро 3 апреля дала сбой. Однако особо подчеркну слаженную работу силовиков и городского правительства через считанные минуты после теракта. Удалось избежать паники, а 4 апреля петербуржцы спустились в метро, никого запугать не удалось.

P.S. В среду стало известно, что премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил требования к антитеррористической защищенности объектов метрополитена. Одной из таких мер стало создание групп быстрого реагирования в метро. Не время хвалить себя, но напомню, создать оперативные отряды для работы в метрополитене движение «За безопасность» предлагало в ноябре 2016 года, за пять месяцев до теракта.