Для утилизации атомного крейсера «Адмирал Ушаков» на Северодвинской верфи (Архангельскаяобласть) нужны иностранные инвестиции.

Генеральный директор ФГУП «МП «Звездочка» (Архангельская обалсть) Hиколай Калистратов считает необходимым организовать кооперацию стран-доноров для решения проблемы утилизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков». Выступая на проходящем в Мурманске заседании Консультативно-экспертной группы МАГАТЭ, он сообщил, что в январе 2005г. итальянская компания Sogin в рамках Соглашения между правительствами РФ и Италии о сотрудничестве в области утилизации атомных подлодок, выведенных из боевого состава ВМФ, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, подписанного в Риме в ноябре 2003 г., дала согласие на осуществление финансирования начальных этапов комплексной утилизации крейсера. В частности, по словам H.Калистратова, итальянская сторона готова выделить средства на разработку ТЭО вариантов выгрузки ОЯТ и утилизации корабля, разработки экологической документации и проведение непосредственно выгрузки ОЯТ. «Однако, для реализации этоГенеральный директор ФГУП «МП «Звездочка» (Архангельская обалсть) Hиколай Калистратов считает необходимым организовать кооперацию стран-доноров для решения проблемы утилизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков». Выступая на проходящем в Мурманске заседании Консультативно-экспертной группы МАГАТЭ, он сообщил, что в январе 2005г. итальянская компания Sogin в рамках Соглашения между правительствами РФ и Италии о сотрудничестве в области утилизации атомных подлодок, выведенных из боевого состава ВМФ, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, подписанного в Риме в ноябре 2003 г., дала согласие на осуществление финансирования начальных этапов комплексной утилизации крейсера. В частности, по словам H.Калистратова, итальянская сторона готова выделить средства на разработку ТЭО вариантов выгрузки ОЯТ и утилизации корабля, разработки экологической документации и проведение непосредственно выгрузки ОЯТ. «Однако, для реализации этого масштабного проекта целесообразно организовать кооперацию нескольких стран-доноров», — заявил гендиректор «Звездочки».
H.Калистратов также предложил провести в июле 2005г. под руководством Росатома встречу в Северодвинске международных экспертов «для выработки принципиальных решений по рассмотрению возможности кооперации стран-доноров и распределению их участия в проекте утилизации крейсера.
«Hа сегодняшний день, — признал он, — работы по утилизации надводных кораблей с ядерной энергетической установкой такого класса в России не проводилось, тогда как, например, в США утилизировано три крейсера с ЯЭУ».
Директор предприятия напомнил, что крейсер находится в ожидании утилизации на «Звездочке» с 1999г. «Воздействие коррозии ведет к потере герметичности запорной бортовой арматуры, разрушаются вварные детали корпуса, что может привести к возникновению аварийных ситуаций», отметил он.
Н.Калистратов подчеркнул, что утилизация атомного крейсера позволит решить «одну из самых трудных проблем обеспечения безопасности Северо-Запада России: значительно снизить риск
возникновения ядерных, радиационных и экологических аварий, связанных с нахождением ядерного топлива на боту выведенного из действующего состава флота корабля в городе, с населением более 200 тыс. человек. Для сравнения H. Калистратов привел данные о количестве твердых токсичных отходов, образующихся при утилизации атомного крейсера и АПЛ: при утилизации АПЛ класса «Виктор-2» количество ТТО составляет 500 тонн, класса «Тайфун» — 1,5 тыс. тонн, крейсера класса «Ушаков» — 4,5 тыс. тонн. Кроме крейсера «Ушаков» в России выведен из эксплуатации и также находится в ожидании утилизации атомный корабль связи «Урал» (проект «Капуста»). Об этом сообщает «Интерфакс».

Автор:

Новости партнеров