29 сентября состоялась конференция «Конкурентная среда в грузовых железнодорожных перевозках: сегодня и завтра».

Участники конференции обсудили сложившуюся ситуацию на рынке грузовых железнодорожных перевозок, а также реформирование транспортной системы.
В настоящее время доля частных компаний в грузовых перевозках стремительно растет. Если в 2003 году она составляла около 25%, то сегодня рыночная доля частных перевозчиков достигает 30%. В структуре грузооборота частных транспортных компаний — наиболее доходные грузы, в основном это нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, руда. В то же время частные транспортные компании слабо представлены в перевозках стройматериалов (16,1%) и каменного угля (7,5%).Участники конференции обсудили сложившуюся ситуацию на рынке грузовых железнодорожных перевозок, а также реформирование транспортной системы.
В настоящее время доля частных компаний в грузовых перевозках стремительно растет. Если в 2003 году она составляла около 25%, то сегодня рыночная доля частных перевозчиков достигает 30%. В структуре грузооборота частных транспортных компаний — наиболее доходные грузы, в основном это нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, руда. В то же время частные транспортные компании слабо представлены в перевозках стройматериалов (16,1%) и каменного угля (7,5%).
Под давлением частников РЖД оказалась вытесненной в наименее доходные сектора рынка. Более половины грузооборота железнодорожной монополии приходится на грузы первого класса, на перевозку которых установлены самые низкие тарифы. Кроме того, государство возложило на компанию ответственность за выполнение социальных пассажирских железнодорожных перевозок по заведомо заниженным тарифам, не предложив никакого механизма компенсации потерь. А тарифная зарегулированность деятельности крупнейшей железнодорожной компании не позволяет ей адекватно реагировать на изменение спроса.
Создать новый центр прибыли и привлечь дополнительные частные инвестиции, по мнению менеджмента РЖД, можно, выделив из состава РЖД Грузовую компанию, работающую на рынке на тех же условиях, что и частные операторы. Как отметил Саламан Бабаев, вице-президент ОАО «Российские железные дороги», реформа станет источником повышения эффективности транспортных услуг и, как следствие, позволит оптимизировать издержки операторских компаний.
Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко, заявил, что реформирование «не должно привести к сепарации высокодоходных и низкодоходных видов деятельности в составе РЖД, что усугубит финансово-экономическое положение компании». По его словам, необходима господдержка части инвестиционных проектов по модернизации и развитию инфраструктуры. По оценкам специалистов Федеральной службы по тарифам, это дополнительно 50-60 млрд рублей ежегодно.

Автор:

Новости партнеров