Для большинства россиян «средний класс» — понятие «растяжимое»

По разным критериям к среднему классу себя смогли причислить от 18% до 42% опрошенных.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, кого в нашей стране относят к среднему классу и сколько из наших сограждан могут считаться представителями этого социального образования.
К среднему классу россияне относят прежде всего тех, у кого стабильный доход, достойная зарплата (так считают 22% опрошенных); бизнесменов, предпринимателей (19%), госслужащих (13%); тех, у кого есть квартира, машина, дача, возможность съездить отдохнуть (11%). Реже в качестве представителей среднего класса называют врачей (5%); учителей (4%); политиков, депутатов, чиновников (4%); банкиров; учёных, инженеров (по 2%) и др. Более трети респондентов (37%) затрудняются назвать категории граждан, которых можно было бы отнести к среднему классу.
Среди признаков, типичных для представителей среднего класса, большинство опрошенных (75-77%) отмечают наличие достойного дохода — не низкого, но и не слишком высокого, а также достойного жилья. Часть респондентов акцентирует внимание на условиях, позволяющих чувствовать уверенность в будущем, это — наличие сбережений (41%), уверенность в завтрашнем дне, в обеспеченной старости (37%). Следующая по значимости группа критериев касается возможностей потреблять услуги и товары — получить платное образование и дать его своим детям (29%); вообще иметь хорошее образование; пользоваться платными медицинскими услугами, иметь хотя бы один автомобиль на семью (по 22-24%). Наличие собственного бизнеса к важным признакам принадлежности к среднему классу считают 19% опрошенных. Другие признаки отмечают реже.
По разным критериям к среднему классу себя смогли причислить от 18% до 42% респондентов. Если таким критерием считать хорошие жилищные условия, то — 42% опрошенных могут отнести себя к этому классу; если возможность дать хорошее образование своим детям, то — 39%, удовлетворённость жизненными перспективами — 35%, уверенность в обеспеченной старости — 26%, отдых за границей — 21%, наличие двух и более автомобилей в семье — 18%.
По всем этим критериям респонденты в возрасте до 35 лет относят себя к среднему классу чаще, чем опрошенные 35-59 лет и, тем более, 60 лет и старше. Особенно заметна разница между возрастными группами по критерию удовлетворённости своими жизненными возможностями и перспективами (47% в группе 18-24 лет и 25% в группе «60+»).
Чем выше уровень образования опрошенных, тем более склонны они относить себя к среднему классу. Прежде всего по таким критериям, как возможность обеспечить своим детям хорошее образование (31% в группе с образованием ниже среднего и 48% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием), возможность отдыха за границей (13% и 29%), оценка своих перспектив (28% и 41%). Исключение составляет лишь критерий «хорошие жилищные условия», по которому себя причисляют к среднему классу 44-46% опрошенных во всех образовательных группах, кроме тех, у кого среднее общее образование (34%).
Чем выше уровень доходов респондентов, тем чаще они себя относят к среднему классу — по всем предложенным критериям.
Жители Москвы и Санкт-Петербурга чаще респондентов из других городов и сёл причисляют себя к среднему классу по критерию «возможность отдыха за границей» (31%), и реже других — по степени удовлетворённости жизненными перспективами (29%). По критерию «возможность обеспечить своим детям хорошее образование» жители сёл и столиц (37%) уступают респондентам из других городов (40-42%).

Автор:

Новости партнеров