Потребительские свойства: выйти из тени

«Путь к сердцу потребителя лежит через…добровольную сертификацию», – считает начальник отдела добровольной сертификации «Центра контроля качества товаров (продукции) работ и услуг» Надежда Крыжановская.
Ведь именно система добровольной сертификации акцентирует свое внимание не только на безопасности товара, но и на его потребительских свойствах. Согласитесь, вряд ли вы купите грязную нефасованную морковку, если рядом будет лежать вымытая и аккуратно уложенная в сетку. Увы, зачастую производитель, стремясь уменьшить стоимость товара, забывает о потребительских характеристиках.
– А какие существуют инструменты для того, чтобы изготовитель заботился о соответствующем внешнем виде продукта, его упаковке, вкусе, запахе?
– Одним из них является система добровольной сертификации. В том числе «Петербургская марка качества», созданная на базе нашего учреждения по распоряжению правительства Санкт-Петербурга. В ней сделаны акценты именно на потребительские свойства продукции. Оценивается биологическая ценность: экологические параметры, наличие генетически модифицированных организмов. Разработана и запатентована уникальная методика оценки уровня экологической чистоты. Это позволяет определить действительно качественный продукт, удовлетворяющий не только требованиям безопасности, но и потребительским ожиданиям.
– Решает ли добровольная сертификация проблему качества товаров?
– Во многом да, но при этом она вскрывает новые. Очевидно, что сегодня практически отсутствует система повышения квалификации технологов. Руководители предприятий недальновидно экономят на обучении персонала. А ведь это одна из главных составляющих стабильности качества вырабатываемой продукции. Мы сталкиваемся с тем, что главные технологи не знакомы с нормативной и законодательной документацией, ничего не слышали о современном оборудовании и технологиях, не знают о существовании новых видов сырья, упаковочного материала. В такой ситуации об удовлетворении покупательских «капризов» речь идти не может.
Большое влияние на качество, с моей точки зрения, оказывают крупные торговые сети. Они вынуждают производителей играть по своим правилам. Первое из которых – увеличение сроков годности продукции. Ведь с таким «лежкоспособным» товаром работать легче. И чем больше разрастаются сети, тем чаще на испытания в лабораторию «Центра контроля качества» поступают товары с увеличенными сроками годности. Но покупатель должен помнить, что, чем больше сроки годности продукции, тем она менее полезна с точки зрения биологической ценности. Все это приводит к тому, что потребительские свойства продукции задвигаются на второй план. Предприниматели не спешат проходить процедуру добровольной сертификации. Хотя эта система и должна помочь сохранить баланс между интересами производителей и потребителей, между приемлемыми рисками от потребления продукции и возможностями, связанными с научно-техническим и экономическим уровнем развития.
– А финансовый кризис повлиял, на ваш взгляд, на качество продукции?
– Как только финансовая ситуация в стране нестабильна, это сразу же сказывается на качестве и потребительских свойствах продукции. Тут уж не до деликатесов в нарядной упаковке. Увы, наша страна пока не обеспечивает себя ни молочным, ни мясным сырьем, и на данный момент оно в больших объемах закупается за рубежом. Как только цена на сырье начинает расти, у отечественного производителя остается лишь два варианта развития событий: либо поднимать цены на выпускаемую продукцию, либо понижать ее качество. То есть в колбасе станет меньше мяса, а в молоке и твороге – будет произведена замена животных жиров на растительные. На показателях безопасности это никак не отразится, а вот на потребительских свойствах сказаться не замедлит.
– И как же быть рядовому покупателю?
– Ему надо быть предельно внимательным. Я советую отдавать предпочтение продукции, отмеченной знаком добровольной сертификации. В наше время – это показатель ответственности производителя перед своими потребителями.
Подготовила Дарья Дедова.

Автор:

Новости партнеров