ФГУП «Росморпорт» уже второй откладывает конкурс на строительство ледокола нового поколения для работы на Северном морском пути. Поначалу им был недоволен Балтийский завод, заявку которого исключили из рассмотрения, а потом и оставшаяся фаворитом Объединенная судостроительная компания (ОСК). Именно последней перенос конкурса на руку, пишет РБК daily.
До конца ноября ФГУП «Росморпорт» должно был подвести итоги конкурса на проектирование и строительство дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт. Это головное судно нового проекта ледоколов нового поколения, которые должны прийти на смену выработавшим нормативный срок судам типа «Ермак» и «Капитан Сорокин». В 2009 году «Росморпорт» уже объявлял конкурс на его постройку, но он был отменен. В объявленном повторно в августе 2010 года конкурсе условия практически не изменились: контрактная цена — около 7,8 млрд руб., а срок постройки — более трех лет.
Как пояснили в «Росморпорте», сейчас конкурс перенесен из-за жалоб его участников в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «Новая дата пока не назначена», — отмечают в ФГУП. В конкурсе рассчитывали принять участие Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и немецкая Nordic Yards, которая владеет верфями в Висмаре и Варнемюнде бывшей Wadan Yards, выкупленными структурами Виталия Юсуфова (сын члена совета директоров «Газпрома» Игоря Юсуфова). Также заявки подавали Балтийский завод (входит в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) и калининградская компания «Маритим ЛТД», но до конкурса их не допустили.
Балтийскому заводу удалось оспорить исключение свой заявки в Федеральной антимонопольной службе. Но, как оказалось, в конце ноября жалобы в антимонопольное ведомство направили также ОСК и «Севмаш» (входит в ОСК). Официальная причина недовольства судостроителей в том, что «Росморпорт» не в полном объеме разместил проектную документацию для строительства ледокола. Это, как уточнили в ОСК, не позволяет произвести расчеты стоимости строительства ледокола и формирование цены предложения.
Источник РБК daily, близкий к ОСК, рассказал, что целью корпорации было «призвать всех участников конкурса на строительство ледоколов» к ответственности. Дело в том, поясняет он, что Балтийский завод демпинговал. Завод предложил выполнить заказ за 6,7 млрд руб. против 7,4—7,8 млрд руб. у остальных участников. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, ОСК пытается выиграть время. «Корпорация ждет распродажи имущества банкротящейся ОПК, чтобы принять участие в конкурсе вместе с Балтзаводом», — полагает он. Кроме того, поддержку ОСК могут оказать и финские судостроители. Недавно корпорация объявила о создании российско-финского центра арктического судостроения на базе верфи STX Finland.
Главный редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов добавляет, что без Балтзавода ледоколы по заказу «Росморпорта» построить сложно. «Именно он в последние годы выполнял схожие заказы», — отмечает эксперт. В самой ОСК говорят, что продолжат участвовать во всех конкурсах на строительство судов такого класса.