В Петербурге формируется полицентричная модель развития — архитектор

Варианты полицентричной стратегии представил директор французского архитектурного бюро AUC Джамель Клуш.

Полицентрический сценарий развития для Петербурга стал неизбежным – заявили эксперты в ходе круглого стола «Полицентризм. Новые городские агломерации», состоявшегося 27 мая. Задача петербургских градостроителей состоит в том, чтобы сделать этот процесс организованным, а не хаотичным. Варианты  стратегии представил директор французского архитектурного бюро AUC Джамель Клуш.

Как рассказал Джамель Клуш, в 2008 году его компания была привлечена правительством Франции для разработки проекта реорганизации Парижа под названием «Grand Paris». Затем он принимал участие в проектах расширения Брюсселя, Бордо и Лилля. На данный момент архитектурное бюро AUC входит в число десяти команд, отобранных правительством Москвы для разработки, по аналогии с  «Grand Paris», проекта «Большая Москва».

Джамель Клуш насчитал около 14 сценариев, по которым может развиваться город будущего. Так, например, Лондон, Мюнхен и Торонто сделали ставку на формирование нескольких крупных центров городского развития. По аналогичной схеме развивается и Париж: его экономические центры расположены на окраинах города или в пригородах, к примеру, в Руасси и Версале.

Интересен с точки зрения городского планирования также Сингапур, план развития территории которого постоянно меняется, и Токио с его мощной системой городского транспорта, финансируемой частными инвесторами. Транспортная инфраструктура, по словам Джамеля Клуша, особенно важна: часто крупные центры развития формируются именно вокруг транспортных узлов.

С точкой зрения Клуша согласились участники дискуссии. Развитие транспорта ведёт за собой развитие города, считает генеральный директор «Северо-Западной строительной корпорации» Михаил Голубев. На данный момент застройка окраин Петербурга как бы «растягивает» город, при этом застройщики новыми проектами создают дополнительную нагрузку на существующую инфраструктуру. Решением проблемы могут стать крупные многофункциональные проекты, само появление которых будет стимулировать строительство новых дорог, развязок и даже новых линий метро. В числе таких объектов можно назвать общественно-деловой комплекс «Лахта центр», реализующийся сейчас в Приморском районе Петербурга. ««Лахта центр» — это глобальный проект, и его развитие связано с наращиванием инфраструктурных аспектов, в первую очередь, транспортной инфраструктуры – сказал Михаил Голубев – я надеюсь, что такие проекты будут».
ри этом эксперт отметил важнейшую роль частных инвесторов в развитии города: по его словам, инвесторы для Петербурга – это ценность, к ним необходимо относиться уважительно.

Джамель Клуш, отвечая на вопрос о том, сколько, по его мнению, Петербургу нужно центров развития, сказал, что их понадобится минимум два или три. Кроме будущей штаб-квартиры компаний группы «Газпром» таким центром, по мнению эксперта, может стать аэропорт. Это подтверждается практикой: сейчас деловое развитие района Пулково идёт весьма активно. Кроме того, эксперт напомнил и о территориях «серого пояса», которые вполне можно облагородить.

На вопрос о том, есть ли альтернативы полицентрическому развитию, Джамель Клуш заявил, что полицентрическая модель неизбежна. Она уже формируется в Петербурге, вопрос состоит лишь в том, насколько гармонично сформируется на её основе городская структура. По мнению французского архитектора, Петербург сейчас имеет два лица. С одной стороны, это спокойный европейский город с прекрасными видами и богатейшим архитектурным наследием. С другой стороны, это современный, активно развивающийся пятимиллионный город, требующий современного подхода к городскому планированию. Если отказаться от одного из этих «лиц» Петербурга, он либо превратится в чисто туристический тихий городок, либо навсегда потеряет свою историю. «Нужна стратегическая схема, которая позволит соединить оба лица Петербурга» — сказал Джамель Клуш. 

Автор:

Новости партнеров