Альпари: Чем грозит война в Сирии нефтяному и фондовому рынкам?

С нашей точки зрения, на сырьевом и фондовом рынке повторится ситуация 2003 года, когда была военная операция США и союзников против Ирака. Нефть получит военную премию,  цена барреля лиха может достигнуть уровня 120-130 долл./барр. А фондовые индексы пойдут вниз.

При этом для русского рынка акций падение мировых рынков акций перевесит рост цен на нефть. Если, что очень маловероятно, нынешняя власть в Сирии быстро падет, как в Ираке в 2003, то мировые индексы пойдут вверх, а нефть вниз. И в этот раз для российского рынка акций нефть окажется старше, т.е. нас ждет продолжение снижения. Под ударом, прежде всего, окажутся компании нефтегазового сектора – Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром. И это будет очень хорошей точкой для покупки. В 2003 году данная инвестиционная стратегия позволила хороша заработать. Тогда основная игра делалась на бумагах ЛУКОЙЛа и Сибнефти. В этот раз фаворитом, вероятно, станет Роснефть.

Однако, более вероятно, что нас ждет более  длительный и главное неоднозначный конфликт. Не совсем ясно, насколько Россия и Китай будут поддерживать Башара Асада. А вот Иран, у которого военный союз с Сирией, с высокой вероятностью будет участвовать в конфликте. Плюс Запад, вероятно, ограничится авиа ударами, а воевать будет террористический интернационал, спонсируемый Катаром и Саудовской Аравией. Пока террористы в целом проигрывали войскам Асада. Соответственно, дорогая нефть может продержаться очень долго, что больно ударит по экономике Евросоюза, поддержит российский бюджет и рубль, прибыли и дивиденды по акциям нефтяных компаний.  Данная военная нестабильность, однозначно, обеспечит дополнительную волатильность на фондовых площадках и при прочих равных сыграет в пользу доллара и американских гос. облигаций на мировом рынке.

Кто выиграет от этого конфликта?

От самого конфликта наверно не выиграет никто, если конечно не считать временный рост дополнительных доходов основных нефтяных экспортеров – России, Саудовской Аравии и т д. Во время военного конфликта в Ливии военная премия в цене на нефть и связанные с ней дополнительные доходы России значительно перевесили убытки от потери ливийских контрактов. Если нынешняя власть в Сирии рухнет, то Катар имеет все шансы в долгую потеснить позиции Газпрома в Европе. Плюс можно, однозначно, утверждать, что в этом случае обострится военно-политическая ситуация на Северном Кавказе. То что наш Северный Кавказ – это следующая мишень для террористического интернационала руководители боевиков даже не скрывают. 

Как это повлияет на экономику США?

Везде, где была агрессия Запада – Сербия, Ирак, Ливия, экономику ждал крах, нищета, массовый бандитизм. Это, однозначно, в случае победы боевиков ждет и Сирию. Что касается экономики США, то война, конечно, поддержит экономический рост.  Ожидается, что рост ВВП во втором квартале составит 1,7%. При этом цель по итогам всего 2013 года – 2.5%.

Значение операцииь для России

Падение Сирии, если оно состоится, приведет к снижению престижа России и самого Путина в мире.  Конечно, от роста цен на нефть Россия заработает, однако, потеря части европейского газового рынка, ускорение оттока капитала, вызванное конфликтом с Западом, потеря морской базы в Сирии и обострение ситуации на Кавказе – очень серьезный негатив. Если Россия отстоит Сирию, что пока конечно менее вероятно, то престиж России в мире значительно укрепится. Быстрее пойдет консолидация в Евразии, прежде всего, по линии Беларусь, Казахстан. Цены на нефть в этом случае останутся примерно на текущем уровне. Вырастет российский военный экспорт. Уже сейчас по данному показателю Россия на втором месте в мире, после США. Сирия уже отказалась в своей внешней торговле от валют западных стран, используя российский рубль и китайский юань. Поэтому если Сирия устоит, то позиции российского рубля, как локальной резервной валюты в мире, однозначно, усилятся.  

Александр Разуваев, дректор Аналитического департамента "Альпари".

Автор:

Новости партнеров