Да здравствует Совбез

В прошлом году да и за начало нынешнего года Совет Безопасности ООН собирался чаще всего по вопросам Украины. Ближайшая встреча назначена на понедельник. В связи с этим «Агентство Бизнес Новостей» задалось вопросом, чем занимается организация и нужна ли она в нынешнем виде мировому сообществу.

The United Nations Security Council meets on the crisis in Ukraine, at U.N. Headquarters in New YorkНа экстренном заседании Совета безопасности ООН в ночь с субботы на воскресенье обсуждали ситуацию в Мариуполе, где при обстреле погибли, по меньшей мере, 30 человек. Однако договориться о совместном заявлении участникам Совбеза не удалось – Москва наложила вето. Россия не захотела осудить публичные заявления сепаратистов. Часть, в которой осуждалась гибель мирных украинцев, вопросов у членов Совета не вызвала.

Количество собраний Совета Безопасности никак не регламентировано уставом ООН. Коллегиальный орган может быть собран в любое время в срочном порядке, если того требует ситуация. Происходящее на Украине требует этого регулярно. Причем настолько, что собрания Совбеза могут вызывать у нормального человека вопрос – зачем они проводятся и что там могут решить?

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности «несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Члены совета определяют, есть ли угроза миру и акт агрессии. Совбез должен призывать стороны урегулировать конфликт миром и рекомендует методы, которыми этого можно добиться. Иногда он может прибегать к санкциям или разрешить применение силы, чтобы стабилизировать обстановку. Возможность вынести не только рекомендательное решение отличает Совбез от остальных органов ООН, которые такой возможности не имеют. Решения СБ обязательны фактически для всех стран мира, поскольку к этому моменту почти все государства являются членами ООН. Не входят в организацию Палестина и Святой Престол.

В СБ ООН входят пять постоянных членов с правом вето и 10 непостоянных членов. Среди постоянных участников – США, Россия, Франция, Великобритания и КНР. Совет Безопасности ООН впервые собрался в январе 1946 года в Лондоне. Там была принята без голосования резолюция о встрече Военно-Штабного комитета в феврале. Комитет был представлен главами штабов армий пятерых постоянных членов СБ. Решения СБ требуют девяти голосов из 15, так чтобы постоянные члены не применяли право вето. Обычно решения оформляют в форме резолюции.

Если в Совет поступает жалоба на угрозу миру, то сначала стороны, вовлеченные в конфликт, призывают достичь мира. СБ может установить принципы достижения этого соглашения, расследовать обстоятельства конфликта и быть посредником, направлять миссии и назначать специальных посланников. Кроме того, Совбез ООН может попросить Генсекретаря ООН лично приложить усилия для мирного разрешения. В случае военных действий Совет может направить наблюдателей.

Югославия, Ирак, Ливия

Примеры других вооруженных конфликтов говорят о том, что зачастую на ведение военных действий резолюции Совбеза ООН не нужны. Так, в 1998 году было принято мирное соглашение по Югославии, призывавшее конфликтующие стороны отказаться от насильственных действий. Миссию по контролю за тем, как выполняется резолюция, возложили на наблюдателей от ОБСЕ.

Через полгода они предоставили доклад, отражавший военную и гуманитарную стороны конфликта. Основную вину за эскалацию конфликта возложили на президента Сербии (Югославии) Слободана Милошевича. В следующем году НАТО начало бомбежки столицы – Белграда. В альянсе сочли, что спорная ситуация в Косово создает угрозу региональной стабильности. Однако разрешение на военную операцию в Югославии США так и не получили.

Не санкционировал Совбез и применение силы против Ирака. Тогда США и союзники вторглись в страну в нарушении устава ООН. В Ираке при этом находились миротворческие войска ООН. Многочисленные резолюции СБ ООН, призывавшие мирно выйти из конфликтной ситуации, особого эффекта не возымели.

17 марта 2011 года Совет Безопасности ООН 10 голосами «за» при пяти воздержавшихся принял резолюцию по Ливии, которая предусматривает введение бесполетной зоны над территорией этой страны и ряд других мер, направленных на защиту гражданского населения от насилия.

Принятая тогда резолюция уполномочивает государства-члены, предварительно уведомившие Генерального секретаря ООН и Лигу арабских государств, принимать все необходимые меры для защиты гражданского населения и населенных пунктов, в том числе Бенгази, исключая иностранные оккупационные силы в любой форме и в какой-либо части ливийской территории. Совет потребовал от режима Каддафи немедленно прекратить огонь и покончить с нападениями на гражданское население и актами насилия.

Причем Россия не воспользовалась своим правом вето. Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром России раскритиковал резолюцию. «Эта резолюция Совета безопасности, безусловно, является неполноценной и ущербной… Сразу станет ясно, что она разрешает всем предпринимать всё, любые действия в отношении суверенного государства… И вообще, это мне напоминает средневековый призыв к крестовому походу», — сказал он. А позже его пресс-секретарь уточнил, что это было личным мнением премьера.

Президент Дмитрий Медведев тогда не согласился с оценкой Путина. Слова о крестовом походе он счел недопустимыми, а саму резолюцию – правильной.

Отказаться от Совета Безопасности – значит вернуться в XIX век

«Совет Безопасности ООН представляет из себя орган, который, без сомнения, нуждается в серьезных реформах, но, по сути, не слышал никогда, чтобы хоть один эксперт по международным отношениям оспаривал необходимость его существования. Если страны не встречаются и не обсуждают текущие дела, то мы возвращаемся к ситуации XIX века, когда в среднем каждые пять-семь лет происходила какая-нибудь война между европейскими державами», — считает политолог Михаил Коростиков.

«Пока не создано ничего другого, отказываться от Совета Безопасности было бы неразумно. С другой стороны, с агрессией против Украины действует Россия, и Россия обладает правом вето. Поэтому она, конечно, никогда не пропустит резолюцию против самой себя, точнее, против российской власти», — согласен с тем, что СБ должен существовать и историк, философ Игорь Чубайс.

По мнению Коростикова, механизм вынесения вето на какое-либо решения не вызывает вопросов. «Механизм, когда любое полномочное государство (в данный момент их во Совете Безопасности представлено пять) может заблокировать решение, он конкретно и предохраняет мир от войны. В противном случае державе, которая не согласна с принимаемым решением, оставалось бы только одно – объявить остальным четырем войну. Я сомневаюсь, что кто-то этому был бы рад», — уверен эксперт.

Возможные реформы СБ

В свою очередь, Чубайс высказал предположение, что правом вето следовало бы пока наделить Украину. Россию наоборот стоило бы лишить возможности блокировать резолюции. «Тогда можно было бы решать вопросы», — считает он.

Коростиков полагает, что в пересмотре нуждается состав постоянных членов Совбеза. «Состав отражает на данный момент реалии 1945 года. Тогда подавляющее большинство стран мира, которые существуют на данный момент, не существовали либо были колониями. Фактически он отражает европоцентричную модель мира», — сказал политолог.

«Наиболее вероятными кандидатами на вступление в этот Совет на данный момент являются Япония, Индия, Бразилия, Индонезия и Аргентина. Но если будет запущена процедура реформирования Совета Безопасности, возникнет вопрос у остальных стран: «А чем мы хуже?». Это действительно очень тяжелый вопрос, и реформа давно назрела, но о роспуске речи никто не ведет. […] Этот орган довольно работоспособен, он принимал решения, которые благотворно сказывались на судьбе мира», — добавил Коростиков.

Отметим, с момента кризиса на Украине Совет Безопасности ООН обсуждал положение порядка 30 раз. Неоднократно принимались резолюции, призывавшие стороны к мирному решению вопроса и осуждавшие различные действия, которые приводили к гибели людей. При этом официальный Киев и сепаратисты ежедневно отчитываются о потерях в стане противника. На территории Донбасса вводят режим чрезвычайной ситуации, а по всей Украине – режим повышенной готовности. А в понедельник Совбез проведет еще одно заседание по Мариуполю. Возможно, резолюцию удастся согласовать.

Елизавета Большакова / АБН

Автор:

Новости партнеров