Догнать поезд

В петербургском метро начались запуски сетей LTE. Первым покрытие четвертого поколения развернул МТС, однако остальные операторы пока что не торопятся за конкурентом. Можно ли жить без 4G в метро, да и нужны ли такие инициативы — в материале «Агентства Бизнес Новостей».

Интернет в метро, фото с сайта it-news.complexdoc.ruСети 4G развиваются в России уже несколько лет. Пионером в этом деле был интернет-провайдер Yota —он одним из первых стал предоставлять услуги по технологии LTE, но только для передачи данных, не для звонков. Грубо говоря, звонить через сети четвертого поколения и сейчас достаточно проблематично, так как крупнейшие провайдеры еще только внедряют протоколы для передачи голоса через LTE. Если пользователю 4G нужно позвонить, то оператор обычно «выбивает» его из этой сети на 3G или 2G, и только после этого «проводит» звонок.

Сеть 4G популярна среди активных пользователей мобильного интернета. Она дает достаточно высокую скорость — в среднем, около 10-20 мегабит против 3-4 на сетях 3G. Неудивительно, что услуга пользуется большим спросом среди пользователей смартфонов, а операторы практически еженедельно запускают LTE в очередном регионе России. На текущий момент в стране действует более 200 сетей четвертого поколения от различных провайдеров, но все они до недавнего времени работали «на поверхности». Теперь подключиться к LTE можно и под землей.

«Красный» в круге первом

Одним из первых нашедших новую сеть в метро оказался пользователь МТС Григорий. Спустившись на станцию «Спасская» в среду, он с удивлением обнаружил, что его смартфон переключился в более привычную для «поверхности» сеть 4G. Тесты показали достаточно стабильную скорость в 19,6 мегабит на скачивание и 8 мегабит на отдачу. Эта же сеть была обнаружена и на станции «Достоевская».

«В первый раз обнаружил сеть», — удивился Григорий. По его словам, «находка» была весьма неожиданной, оператор об этом его никак не предупреждал. Представители МТС подтвердили «Агентству Бизнес Новостей», что в Петербурге постепенно запускаются сети LTE, но пока что она покрывает только 10-15% станций. Позже они уточнили — сеть четвертого поколения развернута на «Горьковской», «Адмиралтейской», «Достоевской», «Владимирской», «Садовой», «Сенной» и «Электросиле». В МТС говорят, что это пока что малая часть будущего покрытия. Еще на некоторых станциях сеть пока что тестируется, для них оформляются документы. Запустить LTE на всех станциях петербургского метро оператор планирует до конца года.

«Земля» в приоритете

Конкуренты МТС пока что оказались не так ретивы. В пресс-службе «Билайна» заявили, что пока что LTE в метро пока что даже не тестируют, эта задача находится не в приоритете. «У нас в прошлом году была модернизация сети в метро, [запустили] 3G на всех станциях. Очень быстро растет трафик, клиенты пользуются», — отметил представитель компании. «Билайн» пока что делает упор на «наземную» часть, говорят в пресс-службе. «В прошлом году был очень большой объем строительства, масштабный проект. Сейчас занимаемся точечным улучшением. Дальше уже новые планы, возможно, появятся», — подытожили в компании.

Пользователи «Мегафона» пока что также не избалованы последними технологиями в подземке. «В настоящее время в тоннелях петербургского метрополитена работает сеть 3G», — сообщила АБН руководитель направления корпоративных и бизнес-коммуникаций оператора Людмила Чехова. Однако, по её словам, компания активно работает для развития сети четвертого поколения. «Приоритетом на 2015 год является запуск сети LTE в петербургском метрополитене и обеспечение ее покрытия во всех тоннелях», — говорит Чехова.

Ход с прицелом на будущее

«Выход МТС с LTE в метро Петербурга — совершенно разумный и оправданный ход оператора», — считает телеком-эксперт Алексей Бойко. По его словам, в таких случаях нужно смотреть на две стороны проекта — маркетинговую и экономическую. «Быть первым оператором с LTE в метро — это хороший маркетинговый ход, независимо от уровня спроса на услугу. Даже несмотря на не слишком высокое проникновение устройств с LTE в абонентскую базу, «инновационность» оператора, его старания оказывать услугу везде, где она востребована, могут позитивно влиять на лояльность абонентов», — полагает он. К тому же, 4G еще не достигла пика развития, поэтому операторы, запускающие такие сети сейчас, не ошибаются, отмечает он.

Но в то же время, пассажиры обычно куда больше времени проводят в поездах, чем в их ожидании. Сеть LTE в пределах станций — это не самая полезная вещь, но удобная, соглашается пользователь Григорий. «Это приятно, конечно. Лучше, чем 3G. Как пользователю, выигрыш не очень большой, но, в принципе, неплохо», — отмечает он.

Другим же операторам нужно придумывать дополнительные «фишки», чтобы привлекать пользователей в сети 4G под землей, считает Бойко. «Эффекта «первый в метро» уже не будет. Поэтому если выходить сейчас в метро второму оператору, нужно придумать что-то свое — бесплатный доступ на несколько месяцев, охват 90% станций и тому подобное», — полагает он.

К слову, такой «фичей» может похвастаться «Мегафон», который имеет сеть не только на станциях, но еще и в тоннелях (об этой ситуации мы писали ранее). Как стало известно АБН, переговоры между операторами о доступе к инфраструктуре на перегонах пока что не двигаются с мертвой точки и «зеленый» оператор остается единственным провайдером в тоннелях. Таким образом, даже если МТС быстрее всех покроет станции, то «Мегафон» может заявить о запуске покрытия во всем метрополитене полностью. Ну а «Билайн», похоже, остается в роли бегущего за готовым к отправлению поездом.

Андрей Фролов / АБН

Автор:

Новости партнеров