Валюта $73.13 €86.94 Brent$75.25
11.03.15 / 18:37 Новости

Печать грусти. Издатели отмечают углубление кризиса на рынке

Фото АБН

Фото АБН

Фото abnews.ru СМИ печатная пресса газеты журналыПо информации Ассоциации распространителей печатной продукции, с начала года цены на печатные издания поднялись на 4%. Лидерами роста оказались журналы «Discovery», «4х4. Полный привод» и «TopGear» — почти на 20%. В целом глянец испытывает большие сложности из-за подорожания бумаги и других расходных материалов. В среднем же по отрасли рост цен составил 4%, по итогам первого квартала в АРПП ожидают повышение цен на 6%. Если это значение будет достигнуто, то индекс цен окажется выше, чем в 2012 году, который также был стрессовым для медиаиндустрии.

В то же время, в ассоциации отмечают, что в феврале цены на периодическую печатную продукцию росли медленнее инфляции — 1-1,5%. «На фоне усилившейся инфляции на продовольственные продукты в целом по стране такой показатель не выглядит устрашающе», — отмечают эксперты организации.

Имеет значение и способ распространения газет и журналов — у «ручников» и «лоточников» цены выросли на 5%. В киосках индекс меньше — 3-4%. В АРПП объясняют это тем, что киоски не поднимали цены в январе. Отделы продажи прессы в супермаркета и гипермаркетах и вовсе практически не индексировали цены. Средний рост по ним составил 0,5%. В минимаркетах он несколько больше — 1-1,5%.

По мнению руководителя холдинга АЖУР Андрея Константинова, решающую роль в ситуации на медиарынке должно сыграть государство. По мнению журналиста, рынок СМИ отличается от других СМИ, поскольку является не только сферой экономики, но и общественным институтом.

Впрочем, признает Константинов, всем СМИ государство помочь не сможет. Поэтому нужно выбрать основные издания. «Какие-то издания развлекательного характера — это важно, но «делу время — потехе час». Сейчас времена не для большого развлечения, не для светской периодики. Надо либо напрямую, либо «накосую», либо оплачивая часть типографских услуг, как угодно — нужно помогать», — сказал медиаменеджер в комментарии АБН.

Константинов также подчеркнул, что хотя в кризис многие медиа столкнулись с финансовыми трудностями, с точки зрения журналистики это интересное время. «Время сложное и гадостное, но достаточно интересное. Оно насыщено разными событиями и ожиданиями», — говорит журналист. В такой ситуации, уверен глава АЖУРа, потребители СМИ становятся активнее.

По мнению депутата ЗакСобрания Петербурга, в прошлом декана журфака СПбГУ Марины Шишкиной, к нынешним проблемам в отрасли привела политика государства.

«Не было политики в отношении СМИ как к особому товару, чтобы у них были особые условия производства и распространения. В последнее время было сразу несколько катастроф. Первая — сокращение субсидий на подписку. Мы поднимали тревогу год назад и говорили, что как только рухнет институт подписи (без субсидий он существовать не может), резко ухудшаться экономические показатели. Подписка — вложения государства в механизм обязательной доставки газет в трудные районы, куда не выгодно возить газеты. Если государство хочет, чтобы их читали, чтобы люди были просвещенными, чтобы была надежда на слово, то оно должно это субсидировать», — убеждена Шишкина. Общая сумма субсидий была несколько миллиардов рублей, и их нужно вернуть, уверена парламентарий. По ее словам во всех цивилизованных странах государство субсидирует подписку.

«Вторая катастрофа — розница. Мы бьемся за газетные киоски уже который год. Нужно отделить ларек от киоска. Киоск — место, где продается газета и сопутствующие товары. Если нужно продавать сигареты, чтобы продавать газеты — продавайте! Никогда газета, особенно общественно-политическая прибыльной не будет. У киоска должен быть особы статус. Это не просто традиционный нестационарный торговый объект, как шаверма, это особый объект. Он должен стоять в самых людных местах. Это сохранит розницу», — говорит депутат.

«Третье — реклама. Когда убирали из газет рекламу БАДов, мы говорили, что это ошибка. Здоровью эта реклама никого не принесет, поскольку эта реклама осталась на федеральных информационных каналах. А из газет ее убрали, убрали рекламу алкоголя табака». «Это три сука, на которых существует этот бизнес», — констатирует Шишкина.

По ее мнению, необходимо вернуть рекламу в печатные СМИ, вернуть субсидии периодическим изданиям и разобраться с установкой киосков. Кроме того, депутат считает нужным прекратить ужесточение законодательства, чтобы не мешать «СМИ в содержательном плане работать. Есть вопросы индустрии, но пусть у людей мозги не будут заняты тем, как обойти Роскомнадзор», — говорит Шишкина.

Отметим, 18 марта 2015 года состоится расширенное собрание членов Альянса в поддержку института подписки. Члены организации и эксперты обсудят причины кризиса на рынке и сформулируют возможные способы выхода из кризисной ситуации. В совещании примут участие депутаты Госдумы, представители правительства, руководители подписного и розничного направлений ФГУП «Почта России», издатели.

фото abnews.ru