Валюта $73.13 €86.94 Brent$74.82
16.03.15 / 18:48 Новости

У рабочих автопрома кончился завод

В профсоюзах российских автомобильных заводов растет недовольство: предприятия по всей России останавливают конвейеры и сокращают рабочие места. Рабочие одних заводов (например, Ford Sollers и АвтоВАЗ) уже ведут забастовку, на других, напротив, боятся высказать претензии администрации — все активисты давно попали под сокращение. По словам эксперта, рынок автомобилей в России все еще продолжает падать, а значит, возмущение рабочих будет только расти.

рабочие производство фото abnews.ru

Требования рабочих Ford Sollers — «абсурдные» или разумные?

Рабочие завода Ford Sollers во Всеволжске (под Петербургом) в понедельник объявили бессрочную забастовку. По словам представителя местного профсоюза Игоря Темченко, в 8:30 на работу не вышли сотрудники «ключевых бригад» — тех, которые сильнее всего влияют на функционирование предприятия.

Рабочие выдвинули несколько требований: во-первых, выплачивать при увольнении компенсацию в размере до 18 среднемесячных зарплат. Во-вторых, увеличить пособия по простою завода. В-третьих, проиндексировать зарплаты на уровень инфляции. И наконец, раскрыть данные о доходах всех сотрудников Ford Sollers.

«В текущих экономических условиях эти требования выглядят довольно абсурдно», — заявил в беседе с АБН источник в компании. Он уточнил, что администрация вот уже три месяца находится в процессе переговоров с рабочими, однако ни на какие компромиссы ни одна из сторон так и не пошла. Сейчас, по его словам, у руководства завода есть четкое понимание, что ни одно из требований бастующих удовлетворено быть не может.

В администрации уверены, что рабочие и так находятся в достаточно выгодных условиях: у них есть медицинская страховка и бесплатное питание при среднемесячной зарплате около 50 тыс. рублей, сообщил источник. По его словам, забастовка почти никак не влияет на работу завода: конвейер движется, объем производства хоть и сократился, но ненамного.

Однако данные профсоюзного активиста Игоря Темченко опровергают это заявление. В беседе с АБН он заявил, что в понедельник с конвейера сошло всего автомобилей марки Ford Mondeo вместо положенных 45, а автомобилей Ford Focus и вовсе не собрали ни одного (по плану их нужно выпустить 117). По словам Темченко, поведение администрации завода типично для таких случаев. «Сначала он (работодатель — АБН) пытается показать, что все нормально, что и без бастующих [конвейер] будет ехать. И это он будет пытаться делать до тех пор, пока не увидит, что у него ничего не получается. Думаю, только после этого будет предложение начать переговоры», — полагает Темченко.

В прокуратуре Ленобласти уже заинтересовались забастовкой на всеволжском заводе. Надзорное ведомство успело проверить, соблюдают ли бастующие трудовое законодательство. Главе профсоюза Артему Яшенкову прокуроры вынесли предостережение о недопустимости нарушения правил забастовки. В частности, прокуратура напомнила, что нельзя давить на сотрудников и принуждать их к забастовке.

Итальянская забастовка на «АвтоВАЗе» может закончиться увольнением активиста

Активисты независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» тоже планируют предъявить свои требования администрации завода, рассказал АБН представитель рабочей организации Игорь Витищенко. Сейчас они собирают подписи в пользу того, чтобы руководство заключило с рабочими коллективный договор на условиях рабочих. Главные требования — «прекратить сокращения на АвтоВАЗе и повысить работникам заработную плату», — сообщил активист. Если руководство откажется заключить договор, профсоюз будет организовывать забастовку, уточнил Витищенко.

По его словам, многие работники опасаются ставить подписи под документом. Недавно администрация завода инициировала увольнение рабочего, который организовал итальянскую забастовку в одном из цехов. Как рассказал Витищенко, сначала руководство завода перевело слесаря Виктора Альчикова в другую смену, чтобы он не смог взаимодействовать с бастующими. Профсоюз попытался оспорить это решение, но суд признал его законным. «Альчикову не дали ознакомиться с приказом о его переводе в другую смену, поэтому он вынужден был выходить и работать в свою. Это ему засчитали как прогул», — объяснил Витущенко. По его словам, слесарь уже написал объяснительную. Активисты профсоюза планируют организовать кампанию в его поддержку.

10 марта на «АвтоВАЗе» вышел приказ за подписью президента компании Бу Андерссона (есть в распоряжении АБН). В нем говорится, что если работники завода захотят уволиться по собственному желанию, то им будет выплачена компенсация в размере трех среднемесячных зарплат. При этом если раньше в приказах говорилось, что сокращаются только сотрудники из числа руководителей и служащих, то в этом документе не уточняется, о сокращении каких профессий идет речь.

Напомним, на прошлой неделе «АвтоВАЗ» начал сокращать сотрудников — согласно официальной позиции администрации, увольняются только работники из числа служащих и управленцев. Однако по данным профсоюза, существует схема, которая позволяет увольнять обыкновенных заводских рабочих. По словам главы профсоюза «Единство» Петра Золотарева, администрация предлагает рабочим перевестись с их должности на менее выгодную и удобную, и если человек отказывается, по закону его могут уволить.

Смирение на заводе Nissan

В понедельник приостановил конвейеры петербургский завод Nissan – возобновить работу администрация пообещала 31 марта. Как рассказал АБН заводской рабочий Иван (попросил не называть его фамилию), некоторых работников отправили в отпуск на 2/3 зарплаты, некоторых послали на обучение, некоторых оставили убираться на территории. По словам Ивана, все рабочие смирились с ситуацией, а активистов профсоюза «сейчас как-то его даже не видно». «Сокращения были, большинство членов профсоюза сократили. Сейчас он вообще почти неактивен, лидеры все ушли. Раньше хоть листовки раздавали», — рассказал Иван. На уточняющий вопрос о том, знает ли он, кто представляет его интересы, он ответил отрицательно. «Раньше у нас был на участке член профсоюза, но его сократили», — пояснил рабочий.

«Скорее всего, рабочие боятся выражать свое недовольство, раз у них такие проблемы с профсоюзом, — комментирует ситуацию на заводе Nissan Игорь Темченко, который занимает должность председателя первичной организации Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» в Петербурге. — Думаю, если бы профсоюз был помощнее, там сейчас было бы то же самое, что происходит на ford Sollers». По словам Темченко, самая сложная ситуация сейчас на заводе General Motors, однако там рабочие тоже боятся выступать с протестом. «В местном профсоюзе состоят всего около 20 человек, они боятся выступлений, тем более [на GM], по слухам и расчетам, планируются в скором времени новые сокращения», — рассказал активист.

В целом среди рабочих автопрома растет недовольство, уверен Темченко. «У них и потери в зарплате такие огромные, и простои, и сокращенные рабочие недели. Рабочие возмущены тем, что у них катастрофически падает уровень жизни. Мой оклад как сварщика – 50 тыс. рублей, а по факту я получаю 22-23 тыс. рублей. А мой менеджер, начальник цеха, работает полный рабочий день всю рабочую неделю, и зарплата у него в пять раз больше», — посетовал активист.

Падение на российском автомобильном рынке еще не достигло дна, кризис углубляется, уверен директор аналитического агентства «Auto-Dealer СПБ» Михаил Чаплыгин. По его прогнозу, по итогам 2015 года продажи упадут минимум на 30%, а максимум – на все 40-45%. В зоне риска находятся все автопроизводители, но в первую очередь — те, которые изначально заявили большой объем продаж – это, в первую очередь, GM и Ford Sollers, пояснил Чаплыгин. По его словам, основные причины падения рынка – девальвация рубля, снижение потребительской активности и слишком высокая ставка по автокредитам.

Мария Карпенко / АБН