У меня не звонит телеком: Отрасль ищет новые точки роста

Во вторник представители телекоммуникационной отрасли собрались на конференции «Телеком-2015», чтобы обсудить ситуацию на рынке и обозначить новые точки роста. Игроки уверены, что цены на связь больше падать не будут, «безлимитки» уходят в прошлое, а опора «большой тройки» операторов — сегмент B2B.

Телеком, фото с сайта kapital.kzПо сравнению с экономикой России в целом, телеком в минувшем году показал далеко не худший результат. Рост суммарно по отрасли составил 3%. Но это на 2% меньше, чем годом ранее, а о двузначных темпах, как в это было еще несколько лет назад, видимо, нужно забыть.

Чтобы найти новые точки роста, разумеется, нужно сначала поставить диагноз. Вице-президент по корпоративной стратегии «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Алексей Поповский отмечает, что в отрасли меняется тарификация. Во-первых, «незаметно с рынка куда-то полностью ушли безлимитные тарифы. Это произошло буквально в конце марта — начале апреля. Остались буквально какие-то ночные и другие экзотические тарифы, в классическом варианте этого уже полного безлимита больше нет (разве что только у региональных игроков». Во-вторых, закрепился тренд при котором «трафик растет трехзначными цифрами, а доходы только двухзначными цифрами». По мнению Поповского, эту тенденцию нужно сломать, например, с помощью более гибкой тарификации и развитие других услуг.

«Сегодня операторы и фиксированные, и мобильные оказались в ситуации, когда они не столько операторы, сколько провайдеры цифровых услуг и контента», — говорит вице-президент «Вымпелкома».

С этим согласна исполнительный директор SAP СНГ Наталия Парменова. «Все телеком-операторы в мире думают о том, чтобы расширять спектр своих услуг в разных направлениях. То есть, расширение телекомом своих предложений не уникально для России, это есть во всех регионах мира», — отмечает эксперт.

Зачастую операторы становятся дистрибуторами или агентами, которые предлагают абонентам облачные услуги или иные программные продукты. Важно лишь, чтобы эта услуга дополняла основной пакет оператора: «Очень важна тема комплиментарности такого рода услуг к основному пакету оператора. Ведь вряд ли телеком-операторы захотят стать продавцами мандаринов — слишком далеко».

Мощным драйвером роста, по мнению Парменовой, может стать использование операторами данными, которые собираются в ходе основной деятельности.

«Есть очень интересный пример в Великобритании, когда данные телеком-оператора о перемещении людей по аэропортам используются рекламодателями, чтобы в зависимости от трафика по аэропорту размещать рекламу D&G или Prada там, где есть много людей». В качестве другого примера исполнительный директор SAP СНГ привела опыт Гамбургского порта. «На основе данных с мобильных устройств создается оптимальный график подхода к порту грузовиков и подхода погрузочных механизмов. Порт небольшой, и важно знать, кто, когда, в какой точке сможет быстро загрузить и рагрузить».

При этом, добавляет эксперт, легче адаптируются к такого рода услугам те операторы, у которых есть свой сильный IT-депаратамент.

Генеральный директор государственного предприятия РСВО (основная деятельность — проводное вещание и оповещения в Москве и Петербурге) Вячеслав Иванюк считает, что «голубые океаны» скрываются в детализации потребностей, и операторам связи стоит сильнее задуматься об изучении психологии клиентов.

«Важно не получить конкурентное преимущество [за счет цены или качества], важнейший момент — понимание психологии клиента, понимание того, что является драйвером его переключения с одного оператора связи на другой. [Важно] не преимущество, важно знать, что клиента сподвигнет уйти от вас, что вы можете потерять», — отметил руководитель РСВО.

Кроме того, считает Иванюк, росту телекому способствовала бы более активная позиция профильного министерства. Например, в вопросе об обязательном подключении к системам связи новых домов (услуги интернета, телефонии и ТВ из списка обязательных коммуникаций для ввода жилья планируется исключить).

«Я не имею права говорить, как руководитель госпредприятия, об авторитете министерства связи. Но, наверное, голос коллег из крупных операторов должен быть услышен. Потому что никто не отменял законы экономики, и когда ситуация непростая, то роль регулятора возрастает», — отметил Иванюк.

В свою очередь, директор по развитию корпоративного бизнеса «Мегафона» Влад Вольфсон связывает свои ожидания с развитием сегмента B2B в телекоммуникационном рынке.

«Мы видим, что B2B [по итогам прошлого года] вместо того, чтобы падать, продолжает расти. В 2014 году у нас этот сегмент показал 14,2% по выручке. Честно говоря, таких двузначных цифр телеком не видел несколько лет», — сказал Вольфсон. По мнению топ-менеджера «Мегафона», рост спроса B2B связан с «ростом управленческой зрелости и организации труда от корпораций до малого бизнеса». «Если раньше для нас естественным было возить флешки и диски, то сегодня для всех — от предпринимателя до IT-директора крупной компании это атавизм. И это генерит спрос на услуги в этом секторе», — поясняет свою позицию Вольфсон.

Вице-президент «Ericsson Россия» Алан Триггс предложил коллегам присмотреться к зарубежному опыту. По его мнению, потенциал скрыт в дополнительных услугах связи. Отдельно топ-менеджер остановился на развивающемся сегменте Machine2Machine, то есть технологии, которая дистанционно связывает отдельные гаджеты. По словам Триггса, уже сейчас применение M2M позволяет экономить $50 млн на топливе, а в будущем вообще трансформирует все производство. По мнению вице-президента «Ericsson Россия», вложившись в эту технологию уже сейчас, российские телеком-операторы могли бы стать лидерами в этом направлении.

Высокий потенциал в М2М видит и Влад Вольфсон. «Рост этого сегмента на сегодняшний день по экспертным исследованиям составляет 38% в году уже несколько лет. Это самый быстрорастущий сегмент. По прогнозу экспертов, к 2020 году объем этого рынка будет составлять $3 трлн или 30 млрд интернет-устройств. Интернет вещей – существенная точка роста», — полагает топ-менеджер «Мегафона».

Модератор дискуссии, директор 101Startup Михаил Гуревич призвал руководителей отрасли внимательнее присматриваться к новым направлениям деятельности. «Не кажется ли вам, что иногда мы что-то упускаем, иногда в угоду стратегии компании не замечаем инновационных возможностей. Например, если бы сотовые операторы лет 10 назад обратили бы взор на банковские услуги и пошли бы в этом нетривиальном направлении, то возможно все бы пошло иначе. А так они только сегодня обратили внимание, и завоевать рынок гораздо сложнее или даже невозможно», — полагает эксперт ( в то же время, вице-президент Транстелекома Светлана Шамзон отметила, что 10 лет назад прийти операторам в банкинг не позволяло законодательство).

Разумеется, не обошли вниманием участники «Телекома-2015» и актуальную тему импортозамещения. Выяснилось, что представления о том, что же это, у них разные. Так, модератор Гуревич считает, что Yotaphone — удачный пример импортозамещения, а партнер Ernst&Young Михаил Романов российский гаджет так и не воспринимает. «Хотя я бы купил его, если бы знал, где». По его мнению, импортозамещение возможно только в том случае, если это будет востребовано рынком. Навязывать же его нерыночными методами неправильно.

«Если идет речь о том, чтобы не пускать кого-то на рынок, что мы не будем ездить на немецких машинах, а будем на российских, и будем использовать не шведское оборудование, а российское (или китайское) безотносительно спроса и качества, просто потому, что его нельзя купить, такое импортозамещение будет контрпродуктивно», — сказал Романов.

«Переход на любое новое оборудование, импортное или не импортное, это длительный период. Нельзя сказать об импортозамещении сегодня так: взяли и все поменяли», — отметила Светлана Шамзон. — «Оборудование должно соответствовать всем критериям, тому, что оператор сейчас уже знает, или даже на шаг вперед. Но при наличии такого тренда в текущей ситуации все были бы заинтересованы, чтобы цены на то оборудование, которое нужно для развитие были бы рублевыми. Сейчас это было бы выгоднее, если бы были отечественные аналоги. Надеюсь, они будут в будущем», — резюмировала вице-президент ТТК.

Алан Триггс, комментируя тренд на импортозамещение, высказ удивление тем, что Россия хочет сама полностью производить все компоненты сетей. «Все компании — лидеры рынка не производили все сами. Они собирали самые лучшие технологии со всего мира. Они вкладывались в сервис и новые решения», — отметил топ-менеджер Ericsson. При этом он отметил, что польза нынешнего кризиса в том, что он может сделать Россию более конкурентоспособной на мировой арене.

Получится, или нет, эксперты вероятно обсудят на «Телекоме-2016».

Дмитрий Борисов / АБН

фото с сайта kapital.kz

Автор:

Новости партнеров