Рубль укрепил стрит-ритейл

Весна принесла оживление в сегмент стрит-ритейла. В марте и по итогам всего первого квартала это направление в Петербурге ожило и начало расти. «Агентство Бизнес Новостей» обсудило причины роста и перспективы отрасли с экспертами.

Гирлянда

О росте стрит-ритейла сообщают эксперты сразу двух компаний. Специалисты JLL зафиксировали всплеск активности арендаторов в марте этого года, притом что затишье царило, по их информации, с осени 2014 года. Сильно изменилась ситуация в течение первых трех месяцев.

Согласно данным JLL, оживление наблюдалось фактически во всех сегментах, кроме сетей, продающих одежду и обувь. На них пришлось всего 12% от новых открытий в первом квартале, тогда как в среднем по рынку доля составляет 25%.

Как отметил глава отдела исследований компании в Петербурге Владислав Фадеев, именно сегмент одежды и обуви пострадал от кризиса сильнее всего. На него пришлось 30% всех закрытий магазинов. В сегменте общепита закрытий также было немало, однако они компенсировались новыми открытиями.

врезка

По центральным магистралям Петербурга наивысшую активность демонстрировали кафе и рестораны.

По центральным магистралям Петербурга наивысшую активность демонстрировали кафе и рестораны. Открылось несколько ресторанов на улице Рубинштейна и Невском проспекте. Кроме того, запланирован ряд открытий в апреле и мае. Высока доля спроса была среди магазинов косметики и парфюмерии.

«Безусловно, частично оживление связано с сезонным фактором, однако в первую очередь речь идет об отложенном спросе. Арендаторы, которые с осени 2014 года приостановили поиск новых площадок, смогли оценить ситуацию, сформировать планы по развитию и вернулись на рынок, чему способствовала и стабилизация курса рубля», — считает глава направления стрит-ритейла в JLL Анна Лапченко.

«В данном случае сезонность повлияла в первую очередь на структуру арендаторов в центре города, высокую активность проявляли магазины, направленные на туристов (сувениры, например), а также кафе и рестораны», — отметил Фадеев в комментарии АБН.

Это позволило сократить сроки экспозиции для тех объектов, где ставка адекватна цене спроса. «Сегодня арендаторы не готовы платить высокую ставку аренды и очень внимательно анализируют каждое помещение в стрит-ритейле», — отмечает Лапченко.

Кроме того, стрит-ритейл постепенно переходит на арендную ставку в рублях. Такие ставки в первом квартале в среднем снизились на 6%, хотя и не на всех улицах.

В исследовании Colliers International говорится о том, что тренды в стрит-ритейле отражают общее направление в коммерческой недвижимости. Эксперты также обращают внимание на наибольшую активность первом квартале 2015 года продуктовых ритейлеров среднего ценового сегмента, например, сети «Лайм» и SPAR, операторы детских товаров, а также магазины электроники и бытовой техники.

«Часть операторов, пользуясь возможностью арендовать помещение по сниженной цене, рассматривают открытие своих «флагманов» в центральной части города в ближайшем будущем», — говорится в исследовании. Популярнее всего были помещения на 200-500 квадратов в центре города и крупные площади от тысячи квадратных метров на окраинах.

«Мы можем говорить, что реализуется отложенный спрос, так как компании в этом году позже, чем обычно, принимали решение о планах развития. Поэтому низкий спрос в январе-феврале в какой-то мере повлиял на существенное оживление в марте-апреле. Однако говорить о стабильном росте еще преждевременно, необходимо дождаться активизации самых «лакомых» арендаторов — ритейлеров одежды и обуви», — полагает Фадеев.

Как прокомментировала «Агентству Бизнес Новостей» руководитель департамента стрит-ритейла компании Colliers International в Петербурге Ольга Аткачис, рост в направлении связан со стабилизацией в экономике.

«Действительно, мы наблюдаем тенденцию роста спроса на помещения в формате стрит-ритейл. Это связано, по нашим оценкам, с общей стабилизацией экономической ситуации на фоне укрепления курса рубля, улучшением позиций России в геополитическом пространстве, отсутствием новых санкций со стороны Европы и США. Все это находит свое отражение, среди прочего, в позитивных тенденциях на рынке недвижимости. Если эскалации геополитической напряженности не будет, не последует новых санкций, не будет кардинального ухудшения ситуации, экономика придет в равновесие, мы ожидаем дальнейший поступательный рост спроса на коммерческие помещения», — считает Аткачис.

Рубль, фото abnews.ru

Стабилизация рубля помогла росту спроса в стрит-ритейле

Она также отметила, что в течение лета резкого роста спроса ожидать не стоит. Он, как правило, носит сезонный характер — если экономическая ситуация будет благополучной, осенью можно будет увидеть активизацию операторов, которые пока осторожны с принятием решений.

Согласен с тем, что причинами стабилизация отрасли является укрепление рубля, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге Михаил Рожко.

«Причины улучшения ситуации связаны со стабилизацией курса рубля (хоть он установился на уровне, выше привычного для бизнеса, но более не демонстрирует скачкообразной динамики) и отсутствием новых санкций, и политической борьбы с западными странами. Сейчас все компании приспосабливаются к новым экономическим условиям и условиям ведения бизнеса. По моим прогнозам, тренд роста активности на рынке стрит-ритейла станет более заметен к концу лета 2015 года», — полагает эксперт.

О тяжелой ситуации в торговой недвижимости в общем говорит аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. Эти тенденции присутствуют на рынке последние полгода. Отрасль ощущала давление негативной экономической конъюнктуры, спад платежеспособного спроса у граждан, а кроме того нестабильность на финансовом рынке.

«Тем не менее, в среднем по рынку арендные ставки показывали и показывают умеренный рост. Мой прогноз на 2015 год предполагает рост арендных ставок в среднем по рынку на 2-5% в рублевом выражении, что, впрочем, примерно в 2-4 раза ниже прогнозного уровня потребительской инфляции», — прокомментировал Нигматуллин.

Несмотря на явное сокращение числа платежеспособных арендаторов, рынок недвижимости очень инертен, отметил эксперт.

«На текущий момент арендодатели в ряде случаев готовы пойти (и идут) на существенное увеличение сроков экспозиции коммерческих площадей охотнее, чем на снижение цен. В последнем случае, описанная тенденция наиболее характерна для так называемого «имиджевого» стрит-ритейла, который и ранее был планово убыточен для арендаторов. Возможно, подобная стратегия владельцев недвижимости окажется вполне успешной. Так, сейчас наблюдается укрепление рубля, а прогнозы по сокращению экономики оказались, очевидно, слишком пессимистичными. Таким образом, арендаторы возвращаются на прежние площади зачастую по прежним ставкам», — добавил аналитик.

Елизавета Большакова / АБН

Автор:

Новости партнеров