Валюта $62.86 €70.53 Brent$64.74

«Надо быть объективным. Все что возможно – делается»

Кризис ударил и по театрам: денег на обширные гастроли нет, как у городских, так и федеральных трупп. Но если государственные театры не отмечают серьезных изменений в гастрольной политике в связи с кризисом, то на негосударственных, маленьких театрах серьезно сказываются политические игры и экономические сложности. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило как изменилась ситуация с гастролями театров из Петербурга за последнее время.

Гастроли, театр, astrobl.ruТеатры из Петербурга продолжают ездить на гастроли, правда, преимущественно по городам России. Нехватка средств сказывается на количестве выездов, впрочем, представители многих учреждений культуры говорят, что существенных перемен из-за кризиса не произошло. В частности об этом АБН рассказал PR-директор Большого Драматического Театра Анатолий Бузинский. По словам менеджера, экономический кризис на состояние БДТ и его гастрольный план не повлиял. «Как и в прошлые годы БДТ труппой выезжает по городам России. В этом году в Брянск и Калугу. В этих двух городах мы покажем три спектакля «Эрендира», «Дом Бернарды Альбы» и «Когда я снова стану маленьким». Что касается зарубежных гастролей, они не были запланированы в этом театральном сезоне. В прошлом году в Венгрии зрители увидели спектакль «Алиса» по мотивам Л. Кэролла, спектакль Андрея Могучего, где роль Алисы исполняет Алиса Бруновна Фрейндлих. В этом году в рамках showcase «Открытая сцена» отборщики международных фестивалей побывали на премьере сезона, спектакле «Пьяные», сейчас ведутся переговоры об участии этого спектакля в зарубежных фестивалях », — отметил Бузинский.

БДТ является театром федерального подчинения. Финансовая часть его работы напрямую зависит от министерства культуры. Сам Минкульт, кстати, год назад запустил программу «Большие гастроли». Министр Владимир Мединский рапортовал, что якобы на организацию гастрольной деятельности было потрачено беспрецедентное количество средств — 240 млн рублей. «Это в 8-9 раз больше, чем раньше Министерство культуры выделяло на гастроли», — отмечал глава министерства. Тогда задача обозначалась так — провести гастроли крупнейших театров в регионах России и показать спектакли высокого класса с участием известных артистов в малых городах.

О том, что проект «Большие гастроли» действительно помогает театрам выезжать за пределы своего региона, рассказала арт-директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Марина Беляева. При этом театр ездит на зарубежные гастроли.

«Для нас ситуация с кризисом никак не изменилась, мы как ездили так и ездим на гастроли. Есть программа «Большие гастроли» при Минкульте. Она дает возможность нашему театру выезжать как внутри страны (мы в этом году едем в Киров и Сыктывкар), так и в ближнее зарубежье. Это был Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Мы только вернулись оттуда. Что касается дальних зарубежных гастролей, это зависит от расторопности самого театра, но с точки зрения экономической нам в этом помогает комитет по культуре Смольного и министерство. В Ригу на фестиваль со спектаклем «Макбет» мы ездили по линии министерства в ноябре прошлого года. В августе поедем в Гданьск на Шекспировский фестиваль со спектаклем «Макбет», нам дорогу субсидировал комитет по культуре, поэтому я не могу пожаловаться», — сообщила Беляева. Также представитель «Балтийского дома» отметила, что чиновники стараются максимально обеспечивать театры: «Надо быть объективным. Все что возможно – делается».

Похожую ситуацию описала и заведующая музеем и редактор литературной части театра Ленсовета Вера Матвеева. Они также принимают участие в федеральной программе «Большие гастроли».

«Мы только что вернулись из Астрахани с 21 по 24 мая, мы были там, возили три спектакля. Слава богу, что Минкульт начал эту программу. Заграницу выехать сложнее. Нас включили в программу «Золотой маски» (вывозят лучшие спектакли в разные места). Мы едем в Таллин в октябре, но это финансирование через «Золотую маску». В Москву возможно съездим со спектаклем в конце октября со спектаклем «Макбет. Кино». Но это одноразовая поездка», — отмечает Матвеева.

При этом, по словам представителя театра Ленсовета, учреждениям действительно не хватает средств на гастроли. Не найти сейчас и спонсоров для их организации.

«Ситуация в плане отсутствия денег поменялась не сейчас, она поменялась очень давно, в гастрольном плане. Давным-давно на гастроли ничего не дают, но недавно потихоньку стали выделять средства комитет по культуре Смольного и министерство огромную программу закрутило. Так что сдвинулось как-то с мертвой точки. Сам театр никакой не может это поднять не может, только с помощью государственных денег или каких-то спонсоров сумасшедших. Но со спонсорами сейчас тоже сложно. У них у самих сейчас куча экономических проблем, им не до театров в нынешней ситуации», — рассказала заведующая музеем.

Но если оценивая ситуацию с крупными театрами можно отметить, что все-таки гастрольная деятельность ведется, то в маленьких учреждениях наблюдается стабильность другого характера. Это видно на примере «Небольшого Драматического Театра», который является государственным последние шесть лет. О ситуации рассказала его пресс-атташе и администратор Мария Долматова.

«Последний раз мы выезжали прошлым летом в Финляндию. Мы прекрасно съездили, только обанкротились финны, не могут нам до сих пор выплатить гонорары. Зарубежные поездки в этом году не получаются, но я не связываю это с кризисом. Мы поздно подавали заявку, ее не успели рассмотреть. Своих денег на поездки у нас никогда нет. Мы связываемся с комитетом и с принимающей стороной. Насколько они будут благосклонны, зависит – съездим мы куда-нибудь по России или заграницу или нет. Так было всегда, с кризисом это не изменилось», — отметила Долматова.

Из опрошенных «Агентством Бизнес Новостей» театров, пожалуй, больше всего санкции и кризис отразились на еще одном небольшом коллективе, который, кстати, не имеет государственной поддержки. «Театр Ахе» недосчитался полумиллиона рублей за этот год, рассказал его коммерческий директор Вадим Гололобов.

«На нас это отразилось так. Отменился культурный год Польши в России и России в Польской республике. У нас сорвалось два спектакля, а это три месяца работы. Все шло через Министерство культуры Польши. Один проект был с театром «Бюро подорожей» (Biuro Podróży). Мы должны были делать уличный проект, и в мае должны были к ним съездить на репетиции. Второй проект это фестиваль во Вроцлаве «Avant Art Festival». Они нам заказали мультимедийный проект, который сорвался, поскольку правительство Польши отменило программу. Субсидирования не было, а с российской стороны — понятно, что негосударственному театру деньги не получить. Эти два проекта нам обеспечили бы существование театра на полгода, где-то около полумиллиона рублей», — рассказал Гололобов.

При этом, по словам представителя «Театра Ахе» в Европе за последнее время изменилось отношение к творческим коллективам из России.

«Мы интернациональная команда и раньше нас можно было пригласить подороже из той же Франции, поскольку и дальняя дорога, и процедуры связанные с таможней. Раньше на это организаторы закрывали глаза и оценивали художественные ценности. Сейчас же на фоне политической атмосферы изменилось отношение не театральной публики, а общей массы. Это сказывается на политике составления программы фестиваля. Организация подумает, нужно ли приглашать российскую команду, может быть лучше польскую или украинскую? Это может принести больше денег и очков. Нам не говорят прямо – вы из России и мы вас не пригласим, просто стало меньше предложений», — отметил коммерческий директор.

Что касается приезда иностранных коллективов в Россию, то ситуация мало изменилась. По словам Гололобова препятствий, кроме экономических, почти нет. При этом деятели культуры из разных стран понимают, что нужно налаживать именно культурные связи между народами в сложное политическое время.

«Финансово ситуация изменилась евро стал дороже, и привозить коллективы стало дороже. Понятно, что если оценивать украинские проекты, ситуация сложнее, артисты наверное не поедут. Например, украинские «Dakh Daughters» не хотят ехать, они будут чувствовать себя и здесь, и у себя дома после выступлений не очень уютно. Кстати недавно на Елагином острове проходил фестиваль, там было много иностранных коллективов, немцы, итальянцы. Они говорили, что политика – политикой, а на культурном уровне важно, чтобы все сплачивались и общались», — подытожил коммерческий директор «Театра Ахе».

Максим Ярыгин / АБН