Валюта $71.07 €80.97 Brent$42.78
04.08.15 / 19:31 Новости / Петербург

Тариф «Максимальный». Приведет ли рост тарифов в Петербурге к протестам?

В петербургском парламенте завершились так называемые «нулевые чтения» городского бюджета. В ходе этих слушаний основные получатели казенных средств делятся с депутатами своими чаяниями и запросами. Пожелание эти огорчительны для горожан: плата за проезд на транспорте и услуги ЖКХ скорее всего заметно вырастет. Но не факт, что протестная активность вырастет вслед за ними, полагают эксперты.

1219169729_aif_kollage последние дни слушаний перед депутатами выступали представители городских ГУПов — значительную часть комитетских бюджетов «съедают» именно они. Крупнейший из них — метрополитен — представил свои планы на 2016 год накануне.

Как сообщил начальник ГУПа Владимир Гарюгин, в будущем году расчетная стоимость разового проезда составит порядка 43 рублей. Это — сумма без учета той субсидии на перевозку, которую выделит город. Но даже с учетом субсидии при нынешних ценах работа подземки будет убыточна. Поэтому Гарюгин предлагает поднять стоимость именно разового проезда — до 40 рублей. То есть, на 9 рублей сразу, что составляет порядка 30%.

Гарюгин пояснил, что по жетонам совершаются 34% поездок, при этом он и приносят 50% дохода. Таким образом, увеличение именно цены этого типа поездок будет наиболее эффективным. В обосновании начальник ГУПа ссылается на опыт московских коллег: там разовый проезд стоит и вовсе 50 рублей, что стимулирует горожан покупать многоразовые карты. Кстати, единые и электронные проездные подорожают «не более чем» на 20%, сказал начальник метро.

«Уйдет категория тех пассажиров, которые пользуются разовыми жетонами. Но при этом уберется и сезонный накал скупки билетов», — считает Гарюгин.

(Действительно, в декабре 2014 года в связи с повышением цен на жетоны в метрополитене стояли огромные очереди желающих скупить их. В итоге на некоторых станциях даже ввели ограничение: не более двух жетонов в одни руки.)

Следом за Гарюгиным о планах повысить проезд заявили и другие предприятия: ГУП «Горэлектротранс» и ГУП «Пассажиравтотранс». Оба ГУПа также пообещали рост цен. Снижение рентабельности они объяснили (помимо традиционных — инфляции и индексации зарплат) снижением пассажиропотока и низкой скоростью транспорта из-за пробок. В планах руководство наземного транспорта повысить проезд до 35 рублей. То есть, на 7 рублей сразу.

Во вторник о повышении цен сообщили коммунальные ГУПы. Больше брать намерен «Водоканал». У него не только растут издержки из-за инфляции и социальных обязательств перед работниками, но и все время снижаются доходы. Объясняют это в ГУПе повсеместным внедрением счетчиков. Плюс, чем больше растет тариф, чем больше устанавливают счетчиков, тем бережливей становятся горожане и тем больше снижается потребление.

Пока «Водоканал» намерен повысить тарифы для населения на 10% и для промышленных потребителей на 12%. Однако, как пояснил журналистам глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук, эти цифры теоретически могут быть и превышены. По его словам, 10% и 12% это федеральный «потолок». Но местные депутаты при необходимости смогут проголосовать за его превышение.

Повысит тарифы и ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург». Здесь, впрочем, ситуация до конца не ясна, поскольку предприятие обратилось к городу за субсидией в 1,5 млрд рублей, но пока не знает, будут ли эти чаяния удовлетворены. Базовый индекс на 2016 год — 30%, однако лучше — 40%. И только если будет субсидия, то повышение может составить всего 10%. Именно такую цифру пока и готов согласовать комитет по тарифам. Впрочем цифры 30% и 40% касаются только промышленности, заверили журналистов после слушаний представители ГУПа (во время обсуждения с депутатами такого акцента не было).

Кстати, запросы ГУП «ТЭК» нашли понимание не у всех депутатов. Члена бюджетно-финансового комитета Андрея Васильева возмутило, что ГУП объясняет убытки аномально-теплой зимой.

«Объясните, почему предприятие считает, что жители должны платить за хорошую погоду? Почему оно считает, что может подменять собой господа бога?» — задался вопросом парламентарий.

Впрочем, в комитете по тарифе пояснили, что при формировании тарифа как раз учитываются средние температуры трех последних зим. Потому обвинение — безосновательно.

В любом случае, даже в Смольном признают, что повышение тарифов в 2016 будет значительным. Однако как сказал журналистам Бондарчук, субсидировать всё Смольный не может. А ГУПы не могут быть планово-убыточными по своему уставу и российским законам, сказали в свою очередь руководители предприятий.

По мнению социолога Романа Могилевского, заметный рост тарифов может расширить социальную базу протеста. Однако это не означает, что зимой Петербург ожидают митинги с социальными лозунгами.

«Мы никогда не знаем, что вызывает протест. Иногда его вызывают совершенно другие вещи. Но известно, что такого рода повышения цен вызывают протест среди людей старшего возраста, пенсионеров. — отмечает эксперт. — Повышение тарифов может привести к тому, что в протестную волну будут включены те слои, которые составляют основу электората „Единой России“, власти. Если исходить из этого, то можно допустить, что не будет ярких массовых выступлений, но на выборах это скажется. Понятно, что есть админресурс, но даже при нем определенный уровень явки может свидетельствовать о недовольстве людей», — сказал «Агентству Бизнес Новостей» Могилевский.

Его коллега Андрей Вейхер также не склонен проводить прямую связь между ростом расходов населения на транспорт и ЖКХ и протестными акциями. Не гарантирует этот рост и изменения предвыборной кампании 2016 года.

«Однозначной связи между изменением в ценах и протестными настроениями установить невозможно. Это было бы слишком упрощенное представление […] Но это может наложиться на происходящее в политике. Зависеть итог будет от информационного фона, от того, как это будет обсуждаться и подаваться. Проблема не в том, каким рост реально будет, а как он будет обсуждаться, — сказал АБН социолог. Поводом для протестов он стать может. Но если эту тему не поддержат, то будет определенное недовольство, но без широкого протеста», — сказал социолог.

Дмитрий Борисов / АБН


 

Для подписки на другие рубрики и управления своими настройками, пожалуйста, зарегистрируйтесь!