Новый старый друг

Киргизия 6 августа официально стала членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вскоре после подписания стали появляться первые новости о новых особенностях российско-киргизских экономических отношений. Так, например, в СМИ появилась информация о том, что «РФ ждет трудовых мигрантов из Киргизии». «Агентство Бизнес Новостей» спросило у экспертов, что изменится в России, Киргизии и в ЕАЭС после подписания договора.

Киргизия флаг reglament.info

Киргизский пролетариат

С шестого августа на всех пунктах пропуска киргизско-казахстанской границы отменили таможенный контроль. В Киргизии вступил в силу льготные условия прохождения товаров через границу со странами ЕАЭС.

Казахстанско-киргизскую границу открывали «с помпой». На крупнейшем пропускном пункте Киргизии — «Ак-Жол-автодорожный» – в режиме телемоста «перерезали ленточку» лидеры двух стран — Алмазбек Атамбаев и Нурсултан Назарбаев.

Для Киргизии важна и приятна не только большая открытость границ Казахстана, но и России. На сегодняшний день Киргизия занимает третье место по числу въезжающих в Россию трудовых мигрантов, уступая Узбекистану и Таджикистану. В Москве в ближайшее время должно открыться миграционное представительство для координации миграционной российско-киргизской политики. Соответствующий договор подписали руководители Министерства труда, миграции и молодежи Киргизии и ФМС России.

По словам эксперта рынка труда, главы аутсорсинговой компании «СТС Групп» Николая Рыжкова, сегодня в России находятся свыше 500 тыс. граждан Киргизии. Из них на миграционном учете в соответствующих органах по месту пребывания состоят 170 тыс. человек.

«По данным миграционного ведомства, среди этих 170 тыс. только 60 тыс. человек имеют разрешение на трудовую деятельность на территории РФ, — говорит Рыжков. — Теперь, по сути, граждане Киргизии перестают быть мигрантами и в трудовых отношениях фактически будут приравнены к гражданам страны пребывания, а срок их временного пребывания будет определяться исключительно «производственной необходимостью» или трудовым договором».

По словам эксперта, трудовые мигранты из Киргизии стабильно востребованы в России.

Тень от китайской стены

Специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа Михаил Чернов считает, что вхождение Киргизии в ЕАЭС – это важное стратегическое решение страны.

«Другое дело, что это непростое решение, потому что вступление в Евразийский экономический союз помимо быстрых выгод несет и какие-то сложности. В первую очередь, я имею в виду то, что касается функционирования рынков, ориентированных на всю Среднюю Азию, и вопросов, связанных с импортом продукции из Китая в первую очередь, — делится своим мнением Чернов. —  Но эти сложности преодолимы, и Киргизия сделала важное стратегическое решение, войдя в союз. Вошла она довольно быстро – быстрее, чем планировалось».

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в разговоре с АБН отмечает, что киргизская экономика после распада СССР была «очень специфической вещью».

«Фактически там экономики не стало. Уже много лет там [функционировали] два огромных оптовых рынка (базар в Оше и «Дордой» неподалеку от Бишкека — АБН). Через них шел поток китайских товаров на север, в Казахстан. И дальше – в Россию. Это был большой источник доходов для бюджета Киргизии, — рассказывает Лукьянов. — Сейчас, из-за обязанности подчиняться общим правилам этот бизнес заканчивается. Режим свободной торговли Киргизии с Китаем придется корректировать и устанавливать реальную таможенную границу. За это Киргизия добилась себе компенсаций, которые существенны для этой небольшой экономики».

По мнению Чернова, из-за необходимости в связи с этим изменить пошлины китайские товары для киргизского населения станут дороже. Но с подобными сложностями можно справиться, считает эксперт. Тем более что теперь за эти китайские товары не надо будет платить на таможнях Казахстана и других стран ЕАЭС. Чернов уверен, что вступление Киргизии в союз – естественный и одновременно вынужденный выбор.

«Ситуация как и в Средней Азии, так и в мире значительно обостряется. Республики бывшего СССР привыкли сидеть на двух стульях. На двух, трех, четырех – у кого сколько стульев. «Мы сотрудничаем со всеми, наши двери всем открыты! И нашим и вашим», — сейчас такое уже невозможно. Невозможность не выбирать [конкретную сторону] диктуется сейчас и военно-политическими событиями. Киргизы всегда были больше с нами, но сохраняли возможность маневра. Сейчас возможности маневра нет», — полагает Чернов.

Выгода как и России, так и ЕАЭС от подписания с Киргизией договора видна через «китайскую призму», считает Лукьянов.

«Что касается союза, то, конечно, это не тот фактор, который влияет на общую экономику. [Киргизия] – несопоставимая величина не только с Россией, но и с Казахстаном, — уверен Лукьянов. – Здесь, скорее, можно говорить о неких политических плюсах. Динамика расширения интеграционного проекта плюс то, что это единое экономическое пространство распространяется дальше в сторону Китая. Наш приоритет сейчас — сопряжение проектов российских и китайских в экономике. Чем большее число стран входят в российский проект, чем больше [стран] подчиняется общим с Россией, Казахстаном и так далее нормам и правилам. Тем больше оснований рассчитывать, что Китай будет с этим считаться».

Напомним, в ЕАЭС в настоящее время помимо России, Казахстана и Киргизии входит Беларусь и Армения. Потенциальными участниками считаются Таджикистан и Сирия. Также у ЕАЭС введена зона свободной торговли с Египтом и Вьетнамом.

Автор:

Новости партнеров