Эксперт: Ситуацию с беженцами в ЕС осложняет отсутствие единого миграционного законодательства

крылов константинСитуацию с беженцами в Европейском Союзе осложняет отсутствие единого миграционного законодательства. Такую точку зрения в среду «Агентству Бизнес Новостей» высказал заведующий сектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов.

«Проблема в том, что миграционная политика в Европейском Союзе не унифицирована. Каждая страна сохраняет свое национальное законодательство и слабо координируется с общеевропейскими мерами. Как сказал по этому поводу один эксперт, сравнивать миграционную политику в странах ЕС также сложно, как грушу с яблоком. Подлинно единой миграционной политики в рамках Евросоюза нет», — разъяснил эксперт.

Увеличившийся поток мигрантов, подчеркнул Воронов, приводит к разрушению института Шенгена. Неспособность властей ЕС решить насущные проблемы с беженцами подрывает ценность интеграционного проекта. «Если интеграция не приносит преимуществ, а приносит только издержки и неприятности, то кому она нужна? Почему раньше интеграция развивалась успешно? Она давала социально-экономические и политические преимущества. Сейчас наступил тот период, когда интеграция не углубляется – кризис 2008-09 года нанес свой удар. Евросоюз латает старые дыры, а не продолжает объединение. А топтание на месте обостряет положение», — заявил аналитик.

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение – соглашение, призванное упростить систему паспортно-визового контроля на границах государств-участников. Впервые было подписано 14 июня 1985 года при участии таких государств, как Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и ФРГ. Оно вступило в силу 26 марта 1995 марта (на тот момент к нему успели присоединиться Испания и Португалия). 1 мая 1999 года соглашение прекратило существование, так как его заменило Шенгенское законодательство.

На данный момент шенгенская зона объединяет 26 стран, четыре из которых не входят в Евросоюз. Шенгенское законодательство подразумевает одновременно устранение пограничного контроля на внутренних границах между странами-участницами и укрепления контроля на границах государств, граничащих с зоной. Кроме того, страны шенгенской зоны обязаны вести единую политику в отношении въезжающих на территорию зоны лиц, согласовывать ведущийся на внешних границах контроль и развивать полицейское и судебное сотрудничество на границах. Перед полным вводом шенгенских правил на территории государства, оно должно получить оценку готовности в четырех областях:  воздушные границы, визы, полицейское сотрудничество и защита персональных данных. Оценку дают специальные эксперты Евросоюза.

Отметим, что получение шенгенской визы дает право свободного перемещения по всем странам шенгенского соглашения. Визы варьируются от визы категории B (транзитной), которая позволяет гражданину пребывать на территории шенгенской зоны не более пяти дней, до визы категории D, позволяющей учиться, работать или постоянно проживать на территории одной из стран шенгенского соглашения.

Отметим, обострение политической ситуации на Ближнем Востоке привело к рекордному увеличению потока беженцев и нелегальных мигрантов из региона. Поток людей следует в Европу через южные страны – Турцию, Сербию, и Балканский полуостров. Ранее Дания приостановила членство в Шенгенском соглашении. Венгрия стягивает войска к пунктам прибытия мигрантов для сохранения контроля над ситуацией.

Автор:

Новости партнеров