Мимо кассы. Почему российские фильмы не могут попасть в топ по кассовым сборам

Впервые с 2003 года ни один отечественный фильм не вошел в российский ТОП-10 по кассовым сборам. В 2015 году вышло в три раза меньше кинокартин, чем в прошлом. Максимальные сборы отечественных фильмов не смогли собрать даже одного млрд рублей. Почему российские картины не лидируют в прокате? Как политика государства мешает развиваться отрасли? В чем она нуждается? И почему из-за этого снижается качество контента на телевидении? А также в чем сила российского искусства? И что ждать в следующем году? Ответы на эти вопросы «Агентство Бизнес Новостей» узнало у представителей отечественной киноиндустрии.

Мединский киноПо итогам 2015 года в российский ТОП-10 самых кассовых фильмов не попал ни один отечественный. Все лидирующие позиции занимают американские фильмы. Только два из них сделаны совместно с другими странами.

В 2015 году российские продюсеры выпустили 126 картин. Доля отечественного кино в прокате не превысила и 16%. Эксперты связывают это с тем, что люди привыкли к голливудским фильмам, соревноваться с которыми крайне сложно.

«Люди уже подсажены на голливудскую эстетику», — считает режиссер Сергей Дебижев. По его словам, пока Россия будет стараться находиться «в каких-то топах и брендах», тянуться за американской стилистикой в разных областях искусства – никаких перспектив она никогда не получит.

«Американцы занимаются коммерческой продажей псевдоискусства уже долгие годы, и у них это целая индустрия, которая была создана еще в 30-ые годы. И она с успехом морочит головы обывателю, вынимая из него деньги, и не принося никаких духовных ценностей», — сказал Дебижев.

Он уверен, что сила русского искусства в обратном, потому что оно никогда не имело «конкретной возвратной стоимости». По его словам, отечественные художники преследовали совершенно другие цели: одухотворение собственного народа. Однако современным деятелям искусства «не хватает индустрии, которая стоит за ними», считает Дебижев. Он приводит в пример художников-мультипликаторов Юрия Норштейна, Ирину Евтееву и Александра Петрова.

«Это все штучные вещи, они не для массового зрителя. Они никогда не будут в потоке финансовых успехов», — подчеркнул режиссер.

А те фильмы, которые снимаются по западным образцам, не соответствуют русскому стилю. Заимствование голливудских штампов не может дать существенных плодов на «нашей почве», считает художник.

«У нас другое представление о функционировании мира. А сейчас, когда Россия меняет взаимоотношения с этим миром, нам в какой-то мере нужно закрывать рынок от этих деструктивных тенденций и налаживать собственный. Но закрыть его очень сложно», — отметил Дебижев.

В том, что российский зритель привык к американскому кинематографу согласен и режиссер-мультипликатор Гарри Бардин. Также он отметил, что виной этому политика государства в сфере киноиндустрии.

«Поддержка со стороны государства должна быть разумна, сейчас она направлена в сторону геополитики, а это к искусству никакого отношения не имеет. Нужно менять политику относительно культуры, потому что по пути с властью она далеко не уйдет. [Министр культуры] Владимир Мединский поддерживает то, что ему нравится. Он руководит культурой исходя из своих собственных довольно низкопробных вкусов. Направление такое – вкусовщина. Министерство культуры культурой не владеет. Чем они занимались в прошлой жизни? Это политтехнологи, главы пиар-компаний, вот это их дело. А культура лежит в совершенно другой плоскости», — подчеркнул Бардин.

По его словам, кино нуждается в свободе и финансировании. Государство, по мнению Бардина, диктует художнику выбор тем: патриотической, православной и исторической. А выбор темы это еще не свобода, подчеркнул режиссер. Он предположил, что российские ленты не окупаются по нескольким причинам: недостаточная раскрутка и отказ прокатчиков от отечественного кино, потому что многие из них имеют иностранных учредителей.

Однако по словам гендиректора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, неудачи российских кинокартин носят временный характер, потому что в 2015 году не вышло практически ни одного фильма, который стал бы блокбастером и попал в международный прокат. В следующем году ситуация должна измениться, уверен Пичугин.

«Несколько серьезных российских картин находятся в производстве уже несколько лет. Около десяти российских блокбастеров выходит в прокат в следующем году. Они перебьют показатели и этого года, и прошлого. Например, фильм «Дуэлянт» (продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов), это очень сильная и дорогая картина с хорошим сценарием, выходит в ноябре следующего года. Даже «Ленфильм» выпустит четыре картины», — отметил глава кинокомпании.

В следующем году доля отечественного кино в прокате, по словам Пичугина, может превысить 20%. Однако на телевидении перспективы не такие радужные.

«У нас ушел такой продюсер как телеканал, поэтому выпущенных картин становится меньше. Ранее телеканалы участвовали в производстве, но сегодня наблюдается падение бюджета на 40% от продажи рекламы. А это тот бюджет, который участвовал в кинопроизводстве. При этом они не только перестали снимать кино, но и закрыли телепроекты. Поэтому телеканалы переходят на «консервы», то есть на ранее созданный материал, который по качеству остался лежать на полке. Эрнст тоже говорил о том, что качество контента сейчас будет снижаться», — подчеркнул глава «Ленфильма».

Причиной провала российского кино в этом году Пичугин называет перепроизводство в Голливуде. При этом количество площадок не увеличивается, отметил гендиректор «Ленфильма».

«За последние несколько лет в Голливуде возник квази-кризис перепроизводства. Потому что появилось огромное количество американских блокбастеров. Плюс маркетинговые бюджеты достаточно большие, а количество экранов так быстро не выросло. Девелоперский бизнес коммерческих площадей стал стагнирующим. Государство до сих пор не пришло к поддержке строительства сетей кинотеатров. Поэтому далеко не все фильмы стали возвращать свои средства обратно в производство», — сказал Пичугин.

По его словам, правительству необходимо создать сеть кинотеатров в небольших городах, где их просто нет. В связи с увеличением площадок, киноиндустрия смогла бы получать больше финансовых средств и развиваться более быстрыми темпами. Пичугин считает, что инструменты (Минкульт и Фонд кино), через которые правительство оказывает поддержку, эффективны. Однако государству необходимо увеличить финансирование кино хотя бы в два раза, потому что «нужно поддерживать народ во время гражданских стрессов».

Добавим, за последние пять лет в ТОП-10 кассовых сборов России вошло только девять отечественных фильмов. В 2010 году на девятой и десятой строчке расположились киноленты «Елки» и «Наша Russia: Яйца судьбы», их сборы превысили $22 млн. Годом позже на этих же позициях оказались картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Елки 2», которые собрали более $27 и $26 млн соответственно.

В 2012 году в топе оказался только одна лента – «Три богатыря на дальних берегах», ее бюджет достиг $31 млн, что позволило ей закрепиться на восьмой строчке. Самым значимым для российского кино оказался 2013 года. Тогда на экраны вышло три картины, и первую позицию занял фильм Федора Бондарчука «Сталинград», он собрал более $51 млн. На четвертой и десятой строчке оказались «Елки 3» и «Легенда №17», их сборы составили $38 и $29 млн. В прошлом году на четвертом месте в топе расположилась картина режиссера Олега Степченко «Вий». Фильм заработал более $34 млн.

Юлиана Михайлова / АБН

Автор:

Новости партнеров