Ущербные. ОНФ оценивает результаты ОЭЗ в Петербурге

В ОНФ заявили, что средства, которые государство выделяет на строительство особых экономических зон в Петербурге, уходят впустую: в зоне «Новоорловская» до сих пор нет необходимой инфраструктуры. Эксперты сошлись во мнении, что система ОЭЗ в России не оправдала ожиданий. Однако в ОЭЗ уверяют, что компания работает эффективно, а все нуждающиеся резиденты обеспечены коммуникациями. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило, почему ОНФ плохо оценил деятельность ОЭЗ в Петербурге. 

ОЭЗ фото с сайта top.rbc.ruАктивисты Общероссийского народного фронта в четверг заявили, что Минэкономразвития скрывает огромные затраты на развитие особых экономических зон в Петербурге. Они считают, что все деньги уходят впустую. В городе расположены две зоны: «Нойдорф», площадь которого составляет 19 га, и «Новоорловская», располагающаяся на территории 110 га (последнюю предполагается расширить на 53 га). Управляет ими организация «Особые экономические зоны» (принадлежит на 100% Минэконоразвития). Именно они обязаны проводить электро-, водо-, теплоснабжение, а также другие коммуникации.

По мнению представителей ОНФ, на участке «Новоорловская» не все резиденты обеспечены необходимой инфраструктурой. Как отметили активисты, госбюджет выделил свыше 17,8 млрд рублей на развитие ОЭЗ в Петербурге (по данным ОЭЗ — 19 млрд рублей, на данный момент фактически вложено около 14 млрд рублей). Из них на «Новоорловскую» инвестировали 4,4 млрд рублей, однако за 10 лет ни электричества, ни других коммуникаций так и не появилось.

«За 10 лет получить настолько ущербные результаты… Нет слов! Убытки, которое понесло государство очень сложно посчитать. Дело не только в том, как обесценились выделенные деньги, дело в упущенной выгоде», — подчеркнул в комментарии АБН активист ОНФ Сергей Колясников. Отметим, ОЭЗ в Петербурге существует с 2007 года, а освоение площадки «Новоорловская» началось только в конце 2011 года.

В ответ на претензии ОНФ в ОЭЗ сообщили, что всех нуждающихся инвесторов обеспечивают коммуникациями в индивидуальном порядке.

«На текущий момент все резиденты обеспечены инфраструктурой в зависимости от их потребностей, хотя, действительно, обеспечение организовано по временной схеме в связи с тем, что общая инфраструктура по площадке не сдана. Однако все резиденты, которые обращаются к нам за техническими условиями, обеспечиваются в индивидуальном порядке точками подключения и инфраструктурой в нужных объемах», — заявили агентству в организации.

Как пояснил АБН активист ОНФ, на том месте, где должны быть коммуникации, находятся только «разбитые глиняные дороги и камыши». По словам Колясникова, подрядчики «Новоорловской» за все время менялись три раза, что говорит о безответственности компании. К тому же, подключение коммуникаций к экономической зоне перенесли на лето 2016 года. Ранее обещали, что их проведут к 2014 году, подчеркнули в ОНФ. Однако в ОЭЗ парируют, что в переносе сроков виноваты подрядчики, а не компания.

«Перенос сроков подключения водоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации связан с задержкой сроков строительства указанных сетей, которые вызваны несоблюдением со стороны подрядных организаций сроков выполнения работ по договорам на строительство водоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации», — сказали АБН в «Особых экономических зонах».

Как отметили в ОЭЗ, в конце 2011 году подрядчиком стала компания «Технобалт». Они начали работы по устройству водоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации. Но уже в мае 2012 года выполнять их обязанности стало ЗАО «МСК «Еврострой». Второй подрядчик также сорвал сроки сдачи объектов. Контракт расторгли в апреле 2013 года. Через месяц разработкой инфраструктуры занялся ООО «СтройНефтеГазСервис». Компания не смогла выполнить условия договора, в феврале 2015 года контракт разорвали. После чего ОЭЗ вновь разработал проектную документацию и объявил тендер. Новым подрядчиком стало ООО «Петроком». ОЭЗ заключили с ним договор в июле этого года.

В ОЭЗ отметили, что перенос сроков ввода в эксплуатацию «Новоорловской» никак не скажется на ее эффективности. Сами резиденты, как отметили в компании, еще не нуждаются в инфраструктуре.

«По ряду проектов резидентов есть отставания в сроках их реализации, в связи с чем у них нет потребности в инфраструктуре. В целом строительство объектов инфраструктуры синхронизировано с графиками строительства и ввода в эксплуатацию объектов резидентов. Мы прикладываем все усилия, чтобы отставание по строительству инфраструктуры не сказывалось на ходе реализации проектов резидентов», — подчеркнули в компании.

Минэкономразвития оценивает эффективность деятельности ОЭЗ в Петербурге на 4,6 баллов. По мнению Колясникова, она не превышает 2 баллов. В компании не согласились с предъявленными обвинениями, они уверены, что зоны работают успешно. Хотя ОЭЗ не скрывает, что оценивает эффективность совокупно по двум площадкам.

В том, что ОЭЗ работают безрезультатно с ОНФ согласен и председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров.

«Создавать оазис в выжженной пустыне – бесперспективно. Мы создали зону «Нойдорф» в Стрельне и специальную зону в «Сколково», куда водим руководителей партии правительства и показываем, как нам хорошо живется. Один из членов «Нойдорф» с удивлением узнал, сколько стоит присоединиться к системам энергоснабжения, и сколько стоит один киловатт мощности – там у них все нахаляву. Туда попадают компании, которые очень близки либо к семьям членов правительства, либо это их друзья или домочадцы. Иногда люди попадают случайно, их можно показывать и говорить, что у нас есть и такие», — пояснил Федоров.

Он отмечает, что зона «Нойдорф» должна была войти в строй еще в 2010 году, однако компания провалилась. Привлечь резидентов, по его словам, удалось только в 2014 году (по данным ОЭЗ уже в 2011 году на площадке было два резидента). По словам Федорова, в срыве сроков виновата система управления.

«Это бездумное копирование развития экономики развитых капиталистических стран – оно бесперспективно. Там это действует, потому что там начать бизнес можно в любой точке. У них установились рыночные отношения: каждый мэр любого городка понимает, что если будет больше предприятий, то городской бюджет получит больше доходов», — отметил Федоров.

Он подчеркнул, что в России эта система не развита. Чиновники не зависят от того, насколько эффективно работает бизнес. Главам администрации районов абсолютно все равно на предприятия, считает эксперт, потому что районы не имеют собственных счетов.

В свою очередь доктор экономических наук Николай Межевич уверен, что сама идея особых экономических зон хороша, и она оправдала себя в Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако в России такие примеры встречаются редко: ОЭЗ не решают проблемы, которые есть у предпринимателей.

«Мы пытаемся создать территорию с благоприятным предпринимательским климатом, а это получается, мягко говоря, не полностью. Отсюда, как говорят коллеги из ОНФ, и перерасход денег, и неэффективно работающая инфраструктура, затягивание проектов и так далее», — сказал ученый.

Он уверен, что часть вины лежит на региональных властях. Идеи федерального центра, по мнению Межевича, разумны, а вот регионам нужно выполнять свои обязательства. По его словам, все проблемы исходят из-за отсутствия личной ответственности руководителей. Эксперт предлагает «кадрово карать тех, кто срывает выполнение данных задач, поддержанных федеральным центром».

В комитете по промышленности, где считают работу ОЭЗ очень успешной, оперативный комментарий не предоставили.

Юлиана Михайлова / АБН

Автор:

Новости партнеров