Бес страховки. Почему страховая медицина пока что невозможна в России

Президент России Владимир Путин во время обращения к Федеральному собранию заявил, что Россия должна перейти на страховую систему предоставления медицинских услуг в ближайшее время. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова после этого выступления сказала, что внесение поправок в законодательство приведет к двукратному сокращению количества компаний медстрахования в России. О сути новых поправок может рассказать законопроект Минэкономразвития, согласно которому уставной капитал компаний медстрахования должен с 60 млн рублей увеличиться до 120 млн рублей. Эксперты, с которыми поговорил АБН, оценили эти меры отрицательно – хотя и с абсолютно разных точек зрения.

xopros.ruСуть возражений президенту состоит в том, что компании, которые занимаются в России медицинским страхованием, пока что не могут обеспечить адекватную работу механизма страховой медицины. Так, глава комитета по медицинскому страхованию Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада и генеральный директор страховой компании «Капитал-полис» Алексей Кузнецов отметил, что пока что организации медстрахования не в состоянии полноценно нести ответственность за страхование здоровья граждан.

«На рынке обязательного медстрахования на данный момент страховые компании не несут финансового риска и выполняют свои функции перераспределения финансовых потоков и контроля качества оказываемых медицинских услуг. А страховая рисковая модель функционирует как ОСАГО. В ОСАГО каждая страховая компания несет на себе индивидуальный финансовый риск за всех тех клиентов, которых она страхует. Она отвечает перед клиентами своим собственным капиталом. Но применительно к ОСАГО речь идет только о какой-то части населения России. А обязательное медицинское страхование касается каждого гражданина России. Это социально значимый вид страхования. Нельзя в глубоко социальном виде страхования применять стандартные рисковые схемы. Это социальное страхование, оно работает по другим принципам, а не по принципам коммерческого страхования и даже обязательного страхования. И когда сегодня говорится о возможности рисковой модели, это значит, что кто-то должен взять на себя очень большую ответственность, потому что здоровье нации – это дело не страховой модели, это дело государственное. Здесь должны работать принципы социального страхования. А это то, как оно работает сегодня», – сказал эксперт.

Однако если говорить о тех реформах, которые предполагают министерства здравоохранения и экономического развития, то, по мнению Алексея Кузнецова, просто так сократить количество компаний и уменьшить конкуренцию не удастся. Для выполнения такого плана нужно принять некоторые меры. К примеру – приказать увеличить уставной капитал. Возможно, это станет первым шагом и к перемене и самой системы здравоохранения, но и здесь эксперт видит трудности: «Речь идет о том, что, если с 1 января 2017 года уставной капитал компаний медстрахования вырастет в два раза с 60 до 120 млн рублей, предполагается, что половина страховых компаний не смогут увеличить уставной капитал и с рынка уйдут. Той модели, которая сегодня функционирует в обязательном медицинском страховании (ОМС), увеличение уставного капитала до 120 млн рублей абсолютно не нужно. Однако если президент говорит, что мы переходим на страховую модель, то тогда уставной капитал должен быть не 120 млн, и не 300 млн, да даже и 1 млрд рублей будет мало».

О том, что медицинское страхование в России работает по особому принципу, сказал и сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и Центрального Федерального округа Алексей Серебряный: «То, чем сейчас занимаются страховые компании – это не страхование. Они берут кусок мыла у территориальных фондов ОМС и передают медицинским организациям, которые по ОМС лечат. У них частично руки остаются в мыле. Нужны ли они здесь? На мой взгляд, по большому счету они не нужны. Всю эту работу могут выполнять территориальные фонды ОМС: оплачивать счета медицинских организаций по ОМС. Страхования здесь нет. Есть только передача через себя денег». Вообще, по мнению Алексея Серебряного, в действительности страховые компании должны конкурировать. В этом случае в страховых механизмах появится экономический смысл.

Но, по мнению эксперта, измениться и перейти на страховую систему в медицине будет не так просто: «Здесь надо начинать просто с Конституции. У нас есть статья 41, по которой граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь муниципальных и государственных лечебных учреждений. Это значит, что у нас страховой принцип по ОМС невозможен. Страхование предполагает, что у страховых компаний есть лимит, по которому они отвечают. А безлимитного страхования не бывает. Исходя из этого я не понимаю, как страховые компании могут работать на этом рынке».

О причудах распределения средств в сфере здравоохранения эксперт рассказал, комментируя слова Путина о высокотехнологичной медицинской помощи: «Сегодня президент сказал в послании, что в ОМС нужно включить высокотехнологичную медицинскую помощь. Это, на самом деле, технический вопрос. Если мы основываемся на Конституции, то высокотехнологичная медицинская помощь и невысокотехнологичная медпомощь должна быть бесплатной. Сейчас из ОМС искусственно технически выделили высокотехнологичную медицинскую помощь».

Эксперт объяснил, что это значит: «Например, операцию будут делать лапароскопическим способом: не одним разрезом, а хирург вставит в два небольших разреза две трубочки, через которые видно внутреннюю часть брюшной полости, и так будет проводить операцию. Это назвали высокотехнологичной медициной некоторое время назад. Хотя вообще практически все операции нужно делать таким способом. Но, вообще, это технический вопрос, перекладывание денег из одного кармана в другой внутри одного пиджака. Для людей это, в общем-то, хорошо, это упростит доступ к высокотехнологичной медицинской помощи. Пока что на это нужно было предъявление отдельной медицинской квоты, а сейчас ситуация должна упроститься».

Вопросы о реформировании сферы здравоохранения, как показали разговоры с экспертами, связаны не только с областью медицины и даже не только с экономикой, но имеют и юридическую и этическую составляющую. В случае принятия конкретных мер по изменению медицинского обслуживания в России ситуация усложнится не только для страховых медицинских компаний, количество которых может сократиться, но и для каждого человека. Отметим, сейчас финансирование здравоохранения в России происходит из бюджета, из фондов ОМС и ДМС (добровольное медицинское страхование), а также из целевых фондов. Традиционно страховая система финансирования предполагае оплату за лечение из регулярных взносов клиентов страховых фондов, что подразумевает платную основу медицинских услуг.

Елена Васильева / АБН

Автор:

Новости партнеров