Что значит для Хиллари Клинтон «поддержка» Барака Обамы?

Доцент кафедры американских исследований СПбГУ Григорий Ярыгин анализирует недавнее интервью действующего президента США Барака Обамы, в котором он то журит, то хвалит Хиллари Клинтон.

ярыгин

Григорий Ярыгин

доцент кафедры американских исследований СПбГУ

После интервью, которое президент США Барак Обама дал в минувшее воскресенье 10 апреля каналу Фокс-Ньюс (Fox News Sunday), могло сложиться впечатление о том, что президент США оказал добрую услугу Хиллари Клинтон, выразив ей свою поддержку и высказавшись в ее защиту в вопросе об использовании незащищенных почтовых сервисов в рабочих целях. Речь идет о том, что, занимая должность государственного секретаря США с 2009 по 2013 год и отвечая за внешнюю политику государства, Хиллари Клинтон использовала для деловой переписки свой личный ящик электронной почты, не обслуживаемый государственным департаментом. Через этот почтовый ящик было переслано более 2 тыс. писем, касающихся внешнеполитической деятельности США и имеющих гриф секретности, 22 письма имеют гриф «совершенно секретно» в настоящее время. Необходимая для переписки такого рода степень безопасность не обеспечивалась. Такие действия государственного секретаря Хиллари Клинтон стали предметом текущих расследований ФБР. В интервью президент Обама обозначил такие действия как неумышленные и назвал их «небрежностью» («carelessness»).

Также в ходе интервью Барак Обама высоко оценил работу своего бывшего государственного секретаря, неоднократно характеризовал Хиллари Клинтон как выдающегося государственного секретаря (an «outstanding» secretary of state), которая превосходно работала («did an outstanding job»).

Интервью привлекло особое внимание, так как стало первым интервью, которое Барак Обама дал каналу Фокс-Ньюс с 2008 года, с момента его избрания президентом США, и, вероятно, единственным за весь период нахождения в должности президента.

На самом же деле заявления Президента США могут иметь обратный эффект не столько для Хиллари Клинтон — бывшего государственного секретаря, сколько и для Хилари Клинтон – нынешнего претендента в кандидаты на пост президента от демократической партии. Сторонники Хиллари Клинтон, поддерживающие ее президентские амбиции, как и сама Клинтон, едва ли высоко оценили слова президента.

Так, Барак Обама отметил, что, по его мнению, небрежность Хиллари Клинтон в работе с почтой не несет угроз для национальной безопасности. Вместе с тем, президент США указал на то, что некоторые заявления республиканских конкурентов Хиллари Клинтон Теда Круза и Дональда Трампа, сделанные в ходе их избирательной кампании, подрывают национальную безопасность США.

Эти взгляды президент обозначил в разных частях интервью. Но такие характеристики и сравнения того, что несет угрозу национальной безопасности США в комплексе, вызвали недоумение не только в стане республиканцев, но и в стане демократов.

Кроме того, Барак Обама несколько раз повторил, что никакого воздействия ни на ФБР, ни на министерство юстиции не оказывается. Мнения относительно того, какой сигнал сделал президент и ФБР, и министерству юстиции, разделились.

Сами по себе комментарии и оценки президента в отношении текущего расследования не могут быть уместными. Противники Хиллари Клинтон сразу отметили защищающую, поддерживающую позицию действующего президента, которую он продемонстрировал еще до завершения расследования.

Высокая оценка профессиональных качеств Хилари Клинтон и ее работы на посту государственного секретаря не увязываются с пониманием президента Обамы того, что является самой большой ошибкой его администрации. В ходе интервью президент заявил, что самой большой своей ошибкой он видит непроработанность политики в отношении Ливии в послевоенный период. («Worst mistake? Probably failing to plan for the day after what I think was the right thing to do in intervening in Libya»). Но во время вторжения в Ливию в 2011 году государственным секретарем была именно Хиллари Клинтон. Сделав такое заявление, Барак Обама, с одной стороны, позволил Хилари Клинтон разделить ответственность за этот провал с президентом, с другой стороны, привязал ее к крупнейшему, по его мнению, провалу демократической администрации США последние восемь лет. Ливийский проект в целом является одним из наиболее уязвимых мест Хиллари Клинтон. Ей лично не позволяют забывать об ошибочной оценке положения в Ливии в послевоенный период. Это отражается в том, что именно Хиллари Клинтон вменяют в вину игнорирование угрозы американским дипломатам в Ливии, что создало условия для нападения на консульство США в Бенгази в 2012 году, когда погиб посол США.

Оказывая публичную поддержку Хиллари Клинтон, президент Обама вновь и вновь связывает ее личность со своей администрацией и своим правлением. Однако такая ассоциация уходящего президента США и претендента в кандидаты на пост президента США оказывается не в интересах последнего. Вполне возможно, что в своей предвыборной гонке, после ее потенциального выдвижения на партийном съезде 25-28 июля 2016 года в Филадельфии (штат Пенсильвания), когда поддержка действующего президента будет менее важна для Хиллари Клинтон, она предпочтет дистанцироваться от его политики.

Автор:

Новости партнеров