Кластер-блокбастер. Битва застройщиков за арт-пространства

Крупные застройщики Петербурга собираются построить в городе два арт-кластера. Конкурентов у девелоперов не так много: в городе насчитывается около десяти крупных креативных пространств. Инвестиции в строительство арт-кластеров составляют несколько миллиардов рублей, а их срок окупаемости – почти десятилетие. АБН выяснило у экспертов, какие тенденции наблюдаются в развитии творческих пространств в Петербурге.

Россия, Санкт-Петербург. Пространство "3ий кластер" на 8ой Советской ул.

Через год на месте казарм Новочеркасского полка на Красногвардейской площади, 3 компания 3S Development планирует открыть арт-кластер общей площадью более 90 тыс. кв. м. Днем ранее о своем намерении построить творческий комплекс ArtStudio заявила и девелоперская компания RBI. Арт-пространство должно появиться в центре города, на 2-ой Советской улице. Как заявил президент холдинга RBI Эдуард Тиктинский, «ArtStudio – это арт-кластер для творческих людей. Мы создадим дом, состоящий из объектов коммерческой недвижимости, с большими окнами, мансардами, это некий дом творчества». Инвестиции в проект общей площадью 23 тыс. кв.м. превышают 1,4 млрд рублей. Стоимость такого пространства будет достигать 200 тыс. рублей за кв.м. Застройщики уверены, что на рынке есть спрос на творческие студии, а вот предложения недостаточно.

Мы создадим дом, состоящий из объектов коммерческой недвижимости

Как рассказал генеральный директор 3S Development Евгений Чистяков, в здании бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения (где и были казармы Новочеркасского полка) должны появиться студии, выставочные залы, коворкинги, мастерские, шоу-румы и многое другое. Между казармами планируют соорудить атриум, чтобы защитить внутреннее пространство от дождя и непогоды. Инвестором выступила компания «Тандем-Истейт», которая год назад выкупила полуразрушенные здания на Красногвардейской площади, 3. Всего в проект планируют инвестировать около 2,5-3 млрд рублей. Первую очередь (реконструкция исторических зданий оценивается в 600 млн рублей) должны ввести уже к новому 2017 году, чтобы весной резиденты смогли заехать в свои новые студии и офисы. Вторую очередь с гостиницей и хобби-центром планируют открыть в 2018 году, чтобы успеть к Чемпионату Мира по футболу. Примерная стоимость аренды пока не называется, но «она не будет слишком дорогой», заверил Чистяков. Срок окупаемости инвестиций – от семи до десяти лет.

По мнению руководителя филиала JLL в Петербурге Андрея Амосова, десять лет – это хороший показатель, который можно сравнить с уровнем доходности качественной коммерческой недвижимости. Однако сам проект – это «достаточно рискованное решение», считает Амосов. На его памяти, редки случаи, когда «кто-то брал себе в аренду современную обустроенную студию». Тем не менее, подобные проекты необходимы городу, уверен эксперт.

Коммерческая целесообразность таких проектов сомнительна

«Они (застройщики — АБН) делают для города нужное и полезное дело. Коммерческая целесообразность таких проектов сомнительна. Сегмент творческих людей, которые снимают высококачественные студии для своей работы, ничтожен. Это, как правило, недвижимость, которая осталась с советских времен или принадлежит каким-то отраслевым организациям», — объяснил АБН Амосов.

По мнению гендиректора 3S Development, в Петербурге слишком мало арт-пространств, где можно было бы не только отдохнуть, но и чему-то научиться. Арт-кластер сможет стать альтернативой Эрмитажу или Русскому музею, что разнообразит досуг петербуржцев.

«В городе много заброшенных территорий, много заброшенных зданий, а сегодня они не используются: они либо государственные, либо они чьи-то и никто не знает, что с этим делать. Мы хотим создать тенденцию, чтобы молодежь, люди, креативные специалисты могли подумать, что из этих халуп можно сделать. Мы хотим принять участие в разработке концепции креативных кластеров в Петербурге, и мы хотим не просто создать креативный кластер, а дать людям возможность делать что-то интересное. Чтобы люди посмотрели на излюбленный «Красный треугольник» и захотели там что-то сделать, чтобы инвесторы увидели, что, может быть это и не самый «сладкий» заработок, но это интересно», — поделился в разговоре с АБН Чистяков.

Кроме того, управляющей компанией будущего арт-кластера станет московская ArtPlay, которая находится на рынке креативной индустрии больше десяти лет. В настоящий момент их кластер – крупнейший в столице. Художники из ArtPlay будут открывать свои филиалы и в Петербурге, уверен Чистяков.

Если поиграть с ценами, привозить крутые выставки – то это будет успешный проект

«Если они смогут сделать это уровня ArtPlay, если поиграть с ценами, привозить крутые выставки – то это будет успешный проект», — считает управляющая креативным кластером «Ткачи» Александра Бельтюкова. По ее мнению, на рынке чувствуется оживление спроса, и площадок часто не хватает. «У нас достаточно востребованное пространство, приносит неплохую прибыль. Был какой-то спад после нового года, но сейчас все оживают, к нам приходит много запросов, и мы устраиваем конкурс среди арендаторов. Под разные проекты нужны разные ниши. Есть проекты, которые не могут найти площадку, кроме нашей, если наша занята»,- добавила Бельтюкова. Управляющая арт-пространством уверена, что в Петербурге недостаточно пространств, которые бы имели выход на крышу. «Есть что-то маленькое, что-то большое, но среднего и высококлассного пока нет», — сказала Бельтюкова.

По словам Чистякова, новый арт-кластер будет взаимодействовать и с другими творческими площадками. «У нас есть площади, а у «Этажей» есть идеи», — пояснил он. Как добавила исполнительный директор лофт-проект «Этажи» Надежда Кашафутдинова в разговоре с АБН, они готовы к сотрудничеству. «Мы очень рады новым проектам, мы открыты для диалога, и хотим, чтобы все развивалось», — сказала Кашафутдинова. По ее словам, новые культурные объекты смогут повысить привлекательность Петербурга как туристического центра. «И если предложение в сфере арт-проектов будет увеличиваться, то это только плюс», — добавила директор «Этажей».

По мнению президента Высшей школы экономики в Петербурге Александра Ходачка, «спрос есть всегда, поскольку люди привыкли проводить досуг по-разному». Он считает, что необходимо разнообразить предложение в сегменте арт-кластеров. Однако, помимо строительства, подобные проекты требуют массу других затрат, среди которых — коммунальные услуги, работы по содержанию пространства и проведение общественных мероприятий, напомнил Ходачек.

Приступить к работам, по словам Чистякова, компания сможет уже в ближайшие дни, когда получит разрешение от комитета по госконтролю, использованию и охране памятников. Ранее компания приступила к демонтажным работам внутри зданий казарм, за что получила штраф, но его сумма еще неизвестна. В настоящий момент компания сделала историко-культурную экспертизу, и может проводить подготовительные противоаварийные работы. Проектная документация пока находится в стадии согласования.

Напомним, неделей ранее экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Петербург в несколько раз уступает Европе по уровню развития креативной индустрии. Ее доля во внутреннем региональном продукте Петербурга достигает лишь 1%. В то время как в Европе творческая индустрия привносит в ВРП порядка 5-8%. По мнению Кудрина, в Петербурге недостаточно уделяют внимание культурным и творческим проектам.

В настоящее время в Петербурге есть около десяти творческих пространств. Часть из них расположена в зданиях, где раньше находились производственные цеха. Так, в городе функционируют площадки в лофт-проекте «Этажи», креативном пространстве «Ткачи», профсоюзном комитете «Ленполиграфмаш», творческом кластере «Арт-муза», выставочном центре «Люмьер-холл» и других.

Юлиана Михайлова / АБН