«То, что сейчас происходит в американской политике, 20 лет назад казалось невозможным»

АБН взяло интервью о выборах в США у профессора Университета Джорджа Вашингтона Стивена Ливингстона, который занимается исследованиями в области информационных технологий, национальной безопасности и международной политики, а также вопросами роли IT и СМИ в политических процессах.

ливингстон
Перед тем как начать говорить про американские выборы, хочу спросить про российские. В мире известны какие-то российские политические технологии? Может быть, есть такие, которые известны именно вам?

Нет. Известна репутация, которую имеют российские выборы, впрочем, это уже другой вопрос. Отвечая на ваш вопрос, в Америке слышали о камерах наблюдения, которые применялись у вас на выборах несколько лет назад. Об этом знают люди, интересующиеся вопросом сохранения чистоты выборов. Однако также известно, что не было никаких механизмов, которые бы позволили сделать что-то с тем мошенничеством, которое камеры запечатлели. Насколько я понимаю, от камер в итоге отказались.

Хорошо. Теперь давайте про американские выборные технологии – принесли ли эти выборы что-то новое?

Начнем с позитивного. Берни Сандерс использует возможности интернета и различные способы оплаты через интернет, чтобы собрать невероятное количество денег посредством миллионов маленьких дотаций. Если память мне не изменяет, средняя дотация — что-то около 27 долларов. Перечислили деньги ему почти 40 миллионов американцев. Если зайти на сайт Берни Сандерса, то можно увидеть фото, на котором он говорит с большим количеством людей и кнопку «Пожертвуйте». Нажимаете, пишете имя, эмейл, номер кредитки, сколько хотите пожертвовать и все. Очень просто. Это из положительного.

Кстати, хочу подчеркнуть, когда я говорю «положительно» я имею ввиду то, что это работает против неприятных тенденций в американской политике, особенно недавних тенденций, играющих на руку корпорациям и очень богатым людям. Согласно американскому закону корпорации приравниваются к индивидууму. Деятельность Сандерса направлена против того факта, что, в большинстве случаев богатые индивиды и корпорации предоставляют немалую часть денег кандидатам. Таким образом, та поддержка, что сейчас есть у Сандерса, как бы более демократична.

Теперь о негативном. Кстати, хочу быть предельно ясным, – я выражаю исключительно личную позицию, ни американцев, ни правительства США. Так вот, Дональд Трамп использует Твиттер, чтобы привлекать к себе внимание, но способами, которые, казалось, должны быть шокирующими. Одна из причин, по которой его поддерживают, – это то, что он использует Твиттер для оскорблений. Он немного демагог, более чем немного. В итоге он получает от СМИ большое внимание. Вот такой мой долгий ответ на короткий вопрос. Простите, я профессор – я говорю по 50 минут.

Все нормально. Я знаю, что Республиканская партия не любит Трампа и пытается найти способы не номинировать его, несмотря на то, что он – единственный оставшийся кандидат и должен быть номинирован автоматически.

Республиканская партия расколота по вопросу Трампа. Действительно, юристы и политические стратеги пытаются найти способ не номинировать Трампа. Возможно, вместо него будет Мит Ромни – последний кандидат в президенты от республиканцев. Ромни может быть номинантом истеблишмента партии. Их мотив, я предпочитаю говорить о мотивах, в том, что Трампа настолько не любят, что его избрание кандидатом может сломать Республиканскую партию. Вы правы, он должен получить необходимое количество делегатов, чтобы быть номинированным. Однако противники Трампа будут пытаться уговорить людей, это ведь обычные люди, передумать.

Если не получится, республиканцы могут еще попробовать выдвинуть независимого кандидата. Ромни не подойдет – он слишком «побитый». Но, например, говорят о воевавшим в Афганистане генерале Стэнли МакКристале. Есть и другие кандидаты. Таким образом, ищется способ убедить республиканских избирателей прийти и проголосовать за обычных кандидатов – во время президентских выборов ведь избирают сенат, палату представителей. Чаще всего люди идут голосовать за президента и заодно голосуют за остальных. Если кроме Трампа в бюллетене никого не будет, избиратель может решить не приходить на выборы.

Может ли каким-то образом еще победить Сандеос?

Хиллари Клитон выиграла на прошлой неделе (интервью бралось 19 мая – АБН) один из двух праймериз с преимуществом что-то вроде четверти процента. А другой она проиграла почти разгромно. Сандерс на самом деле выигрывает более последовательно. Клинтон выигрывает, но выигрывает потому, что чуть менее, чем 500 делегатов имеют с ней связь из-за внутренней политики. Это – практически коррупция. Посыл Сандерса заключается как раз в том, что против него работает система.

Сандерс пытается заставить демократов пересмотреть их позиции по суперделегатам. Он пытается подвинуть демократов больше влево. Чтобы они больше следовали старым либеральным принципам. Сандерс хочет остаться в предвыборной гонке, чтобы сдвинуть Клинтон влево. Я не думаю, что он победит, это будет еще большая сенсация, чем победа Трампа. Однако он постарается сдвинуть Клинтон влево, например, в вопросе выбора сторонников. Ей нужно будет выбрать кандидата в вице-президенты. Не думаю, что это будет Сандерс – он слишком старый и так далее. Думаю, это будет Шерен Браун из Огайо или сенатор из Массачусетса Элизабет Уоррен. Оба они идеологически к Сандерсу близки. Если он убедит Клинтон выбрать кого-то из них, то это будет для него веской причиной, чтобы поддержать Клинтон.

Вы говорили о том, что Трамп может поломать Республиканскую партию. Я правильно понимаю, что многие американцы хотят, чтобы система двух партий, которые они обвиняют в том, что они мало чем отличаются друг от друга, была сломана?

Мейнстрим демократов и республиканцев согласны в том, что соглашения о свободной торговле, неолиберальная экономика, глобальный капитализм – все это абсолютно правильно. Это привело к тому, что средний класс и рабочий класс в Америке пострадал из-за закрытия фабрик, финансового кризиса 2008 года. Американцы говорят «Правительство поддерживает Уолл-стрит, а не Мейн стрит». Часть недовольных стала поддерживать Трампа, часть – Сандерса. Разница между ними в ответе, который они дают на вопрос: «Кто виноват?». Трамп отвечает — «виноваты мусульмане». Он торгует ненавистью. Сандерс говорит, что экономика не в порядке: банки, Уолл-стрит, никто не сел в тюрьму после кризиса 2008 года и так далее.

Вы с этим согласны?

Я стараюсь сохранять дистанцию и объективность.

Я имел в виду не то, кого вы поддерживайте из кандидатов, а согласны ли вы с тем, что в США системные проблемы: с политикой, с экономикой?

Да, боюсь, это просто факт. Я живу в Вашингтоне 25 лет. Там журналисты, политики, люди из различных институтов говорят друг с другом, встречаются на вечеринках и не посещают места, где живет, например, рабочий класс. Они не знают, насколько злы обычные американцы. Правда, это не исключительно проблема США. Так во всем мире. Может быть, даже в России.

Если вернуться к Трампу…

О, да. Мы всегда возвращаемся к Трампу.

Что поделать. Так вот, многие говорят, что он придуривается и не придерживается на самом деле тех «шокирующих» взглядов о которых Вы говорили. Думаете это так?

И разве это лучше? Разве лучше, если человек притворяется? Я бы предпочел того, кто пытается быть настоящим. Во всех странах есть проблема с демагогами, которые пытаются сделать вид, что они те, кем на самом деле не являются.

Скажите мне, как гражданин, а не эксперт, кто из кандидатов нравится Вам больше?

Те, кто мне больше всего нравятся, не участвует в гонке. Я бы предпочел видеть других политиков в президентской гонке.

На самом деле у меня и многих других американцев волнует другое: почему время идет, а у нас все время выбор из примерно одних и тех же людей? Почему мы видим очередного Буша? Клинтон? Стоит ожидать, что дочь Билла и Хилари Клинтон теперь будет баллотироваться? Нам нужны новые идеи.

Однако есть причины для оптимизма. Политическое пространство в Америке так сильно изменилось сейчас! Такое за мою жизнь было очень редко. Например, многие мои студенты называют себя социалистами из-за Сандерса. Двадцать лет назад я бы уверенно сказал, что это не возможно. А теперь это норма.

Артем Александров / АБН

 

Автор:

Новости партнеров