За одного битого

Оксана Смущенко

Оксана Смущенко

Финансовый директор торгово-строительной компании «Гельстер»

Народная пословица обещает за взрослого и опытного сотрудника двух юных и необстрелянных. У меня нет повода с ней не согласиться. Но если представится выбор, то я, пожалуй, предпочту пару начинающих специалистов.

Давайте начистоту. Идеального сотрудника не существует, так как для любого руководителя это должен быть активный и трудолюбивый, с большим и хорошим опытом, при этом молодой и готовый развиваться дальше работник. В реальной жизни такого сотрудника днем с огнем не найдешь. А если и найдешь, то он уже работает в «идеальной компании» и тогда его можно только переманить. А если вдруг он «переманится», то до конца трудового договора будешь сомневаться в его надежности и преданности, вдруг эту «звезду» вновь «уведут».

Поэтому выбор работодателя всегда ограничен: или ты берешь профессионального, но достаточно взрослого сотрудника, или молодого и активного, но без необходимых навыков и знаний.

Предполагаю, что в таких сферах, как медицина, инженерное дело, архитектура и педагогика, возраст идет только в плюс. Ведь мало кто хочет, чтобы ребенка учил не выдержанный молодой учитель, который не знает, как успокоить разбушевавшийся класс, а дом строил архитектор, едва окончивший вуз. Так уж выходит, что именно в этих сферах, чем старше специалист, тем качественнее его работа, тем выше его квалификация.

Но в торговле возраст «сильно за сорок» только мешает. Может, потому что сфера эта слишком новая для сотрудников, что родились, выросли и успели поработать в Советском союзе. Многие из них не до конца осознают, как функционирует бизнес, и какие цели он преследует. Одна такая сотрудница искренне не понимала, зачем производителям нужны дистрибьюторы и дилеры. По ее мнению, делая наценку, бизнесмены обкрадывают покупателей, ведь те могли бы приобрести товар напрямую у завода. Кроме того, навыки таких специалистов часто не релевантны отрасли. Например, другой наш сотрудник, инженер с многолетним опытом, пришел со своим уставом в чужой монастырь. В его обязанности входило чертить планы настила напольных покрытий и составлять сметы. Для выполнения своей работы он требовал от менеджеров по продажам всю подноготную клиента, абсолютно ненужную для реализации поставленной задачи.

Взрослым сотрудникам трудно признать, что их достижений и знаний может быть недостаточно в современных реалиях. Им сложно поспевать за новыми технологиями, обрабатывать большие объемы информации и смириться с авторитетом более молодого руководства. Может, из этого правила бывают исключения, но в своей практике мы их не встречали, хоть и неоднократно пробовали работать с такими специалистами.

Молодежь, конечно, тоже попадается разная, порой неадекватно оценивающая свою квалификацию и реальные навыки. Часто начинающие специалисты полагают, что им должны платить высокую зарплату, просто потому что они ходят на работу. Но таких немного.

Молодые сотрудники могут принести компании много пользы. Во-первых, в них кипит энергия и желание развиваться и расти профессионально. Во-вторых, у них нет «багажа опыта», который мешает им принимать новые знания и правила работы в вашей компании.

Молодые кадры работают с горящими глазами, полные идей и амбиций. Они следят за инновациями и трендами. Много сидят в соц.сетах, но иногда черпают от туда свежие идеи, полезные для вашего бизнеса. Им еще многое нужно доказать себе и миру. С их запалом можно свернуть горы, если, конечно, направить их в правильном направлении.