Все сложно. Долгая история отношений Петербурга и «Метростроя»

После того как Петербург расторг контракт с генеральным подрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове достраивать арену выразили желание три компании.  Заявки двух из них Смольный, как стало известно в среду, отклонил. Выбирать не из кого – остается только ОАО «Метрострой». Компания, знаменитая регулярным срывом сроков сдачи работ, нарушениями при выполнении госконтрактов и бурными отношениями с городскими властями.

метрострой петербург

Коллаж АБН

Петербург объявил конкурс на достройку арены и на благоустройство прилегающей территории, включая строительство входной группы. Общая стоимость конкурсов – 7,8 млрд рублей.

К участию в тендере на достройку допустили только «Метрострой», к тендеру на благоустройство «Метрострой» и группу «Охрана». Оба конкурса выиграл «Метрострой». Источники сообщают, что представители «Метростроя» вот уже неделю посещают стадион и вникают в детали работы.

Суд да дело

Выбор нового подрядчика для знаменитого долгостроя (от старого отказались из-за опасений в срыве сроков строительства – АБН) вызывает вопросы не столько потому, что «Метрострой» известен своей непунктуальностью, сколько потому, что в марте 2016 года отношения компании и города вышли на новый уровень.

ФСБ пришла в офис «Метростроя» с обысками 16 марта. Оперативники проверяли документы на строительство продолжения Красносельско-Калининской и Невско-Василеостровской линий метро. Предполагалось, что компания незаконно присвоила деньги, а работы на перегонах «Приморская – Беговая» и «Казаковская – Путиловская» выполнила не полностью. В самом «Метрострое» обыски отрицали.

Ровно через неделю – 23 марта – в ФСБ сообщали о результатах проверки. Выяснилось, что город оплатил строительство станций «Беговая» и «Юго-Западная» полностью, а построили их не до конца. Контракты закрыты, стоимость невыполненных работ по оценкам ФСБ составила 120 млн рублей.

Еще через две недели – 7 апреля – Смольный в лице комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) подал на «Метрострой» в суд. Сумма претензий превысила 77 млн рублей.

Арбитраж Петербурга и Ленобласти еще рассматривает два иска КРТИ к «Метрострою». Ближайшие заседания пройдут 7-го и 28-го сентября.

Иски дружбе не помеха

Судебная тяжба с городскими властями по поводу строительства новых станций метро не помешала «Метрострою» выиграть очередной тендер на строительство станций новейших. КРТИ подвел итоги конкурсов 8 июля.

Подряды на строительство нового отрезка Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «ул. Савушкина» и подготовку стройплощадок для станций этого участка, а также на продолжение Правобережной линии, включая подготовку к строительству станций «Театральная» и «Большой проспект», достались «Метрострою». Общая сумма тендеров – 940 млн рублей.

Победе «Метростроя» не помешали даже претензии ФАС к проведению конкурсов. Антимонопольщики требовали остановить тендеры из-за неправильного способа закупки.

Смольный, уверены в ФАС, искусственно ограничил число участников закупки, объявив один конкурс (и на проектирование, и на строительство) вместо двух отдельных. Из-за этого в конкурсе смогли участвовать только те подрядчики, которые в состоянии выполнить оба вида работ. То есть, в случае Петербурга, исключительно «Метрострой». Однако Смольный отказался отменять конкурсы и даже обратился в арбитражный суд.

Напомним, аналогичные претензии у ФАС возникали в 2015 году. Тогда служба требовала отменить конкурс на строительство станции «Горный институт», который выиграл «Метрострой». Конкурс отменили, провели снова и его опять выиграл «Метрострой».

Еще раз, еще раз, еще много-много раз

Тот факт, что «Метрострой» в последние годы выигрывает почти все тендеры на строительство метро, еще не говорит о том, что компания хорошо справляется с такими работами. Сроки сдачи объектов переносятся снова и снова.

Так, второй вестибюль станции «Спортивная» должны были открыть в декабре 2014 года, но перенесли на день города (27 мая) в 2015 году. К этой дате «Метрострой» успел не без труда и первые дни работы «Спортивной 2» сопровождались неполадками.

Через несколько месяцев после открытия «Метрострою» пришлось вернуть в бюджет города 2,5 млн рублей за невыполненные работы на «Спортивной». Впрочем, эта сумма составила лишь 0,04% от всего подряда.

Станции «Южная», «Дунайский проспект» и «Проспект Славы» должны были построить до конца прошлого года. Теперь их запуск ожидается не раньше 2018 года.

Но больше всего опасений вызывает строительство двух важных для ЧМ-2018 станций – «Беговой» и «Новокрестовской». Они должны продолжить Невско-Василеостровскую линию и помочь болельщикам добираться до того самого стадиона на Крестовском острове. При этом для возведения «Беговой» на окраине Васильевского острова нужно сделать намыв, а к «Новокрестовской» вести тоннель через Финский залив.

Уже летом 2014 года у властей появились опасения в том, что сложную стройку успеют закончить к чемпионату. Но вплоть до весны 2016-го сообщалось, что «Метрострой» все-таки успеет. Вице-губернатор Игорь Албин даже говорил об опережающих темпах работ.

Но в апреле генеральный директор «Метростроя» Вадим Александров рассказал журналистам о том, что тоннель между «Беговой»  и «Новокрестовской» постоянно заливает водой, а это осложняет работу метростроевцев. Незадолго до этого стало известно о проблемах с финансированием стройки.

В июле Александров говорил о сроках сдачи «Новокрестовской» как об очень сжатых. Как тогда передавал корреспондент АБН, гендиректор компании-подрядчика заявил, что специалисты, узнав о времени, в которое им предстоит уложиться, говорят ему «Ты что ку-ку?». После этого Вадим Александров объявил, что «Метрострой» не успевает в срок со строительством Невско-Василеостровской линии.

Не осваивают деньги

В конце июля Смольный сообщил о степени освоения денег, которые выделили на строительство метро. Возведение почти всех новых станций отстает от графика. Так, на Невско-Василеостровской линии освоили 46% средств, а тоннель от «Приморской» к «ул. Савушкина» на 1 июля был готов лишь на треть.

Добавим, в июне Смольный объявил конкурс на актуализацию документов по строительству метро. Сроки сдачи станций планирует пересмотреть в очередной раз.

Досье

«Метрострой» работает в Петербурге с 1941 года. В 2011 году компания открыла станцию «Адмиралтейская», через год «Международную» и «Бухарестскую», в 2013-м – вестибюль «Спасской». Отметим, после распада СССР метро в Северной столице почти никогда не сдавали в срок.

Акциями компании по данным «Картотека.ру» владеет Смольный через комитет имущественных отношений (21%), ГУП «Петербургский метрополитен» (25%), гендиректор Вадим Александров, его сын Николай, граждане России и других стран. Осенью 2013 года Смольный пытался увеличить свою долю при помощи допэмиссии до контрольного пакета, чему помешал совет директоров.

Зато долю постепенно наращивал Вадим Александров. В январе 2014-го он владел 13,6% акций. По состоянию на 10 августа 2016 года пакет вырос до 23,93%. Последнее увеличение доли состоялось накануне, 9 августа.

По итогам 2015 года чистая прибыль «Метростроя» составила 407 млн рублей, что на 70 млн больше показателей 2014 года. Выручка компании за этот же период уменьшилась на 2 млрд до 21,7 млрд рублей.

Автор:

Новости партнеров