Должен ли руководитель разбираться во всем?

Существуют два полярных мнения о границах компетенций руководителя. Некоторые бизнесмены считают, что менеджерам вне зависимости от статуса в корпоративной иерархии не нужно разбираться во всех аспектах работы своих подчиненных. Главное  — уметь ими управлять, находить, так сказать, правильные кадры. Такие начальники придерживаются мнения, что все знать нельзя, да и  не нужно, и потому не утруждают себя лишними хлопотами.

Смущенко

Михаил Смущенко

гендиректор ТСК «Гельстер»

Другие бизнесмены, и я в их числе, уверены, что без знания многочисленных особенностей работы сотрудников, без широкого профессионального кругозора, невозможно грамотно руководить.

На мой взгляд, знания — это страховка от провала. Если у руководителя их нет, он никогда не сможет чувствовать себя в безопасности. Не сможет быть независимым.

Если сотрудник вдруг заболеет, уедет в отпуск или невзначай уволится, начальник должен быть в состоянии заменить его быстро и без ущерба для производства. Если руководитель хорошо знаком с работой подчиненных, он сможет найти замену, соответствующую по квалификации и профессионализму, или сам, в случае необходимости, сможет заменить любого сотрудника.

Другое дело, если начальник не «в теме». Подчиненные могут бесконечно водить за нос незадачливого босса, вить из него веревки, списывая свои ошибки и недоработки на внешние факторы:  «сложную экономическую ситуацию» или «несезонность». Такие сотрудники могут месяцами черпать информацию «ВКонтакте» или бесконечно и без толку ходить на профильные мероприятия за счет компании, а потом рассказывать об инновациях в своей сфере, которые никак не решают проблемы бизнеса.

На мой взгляд, руководителю стоит разбираться во всех аспектах своего бизнеса, будь то продажи или юриспруденция. Руководитель, как мозг, который не только управляет всеми органами человеческого организма, но и знает, как правильно они должны функционировать.

Непосредственная задача начальника — организовать грамотное выполнение подчиненными своих обязанностей, контролировать выполнение поставленных задач, следить, чтобы те не сбились с курса и не совершили фатальную ошибку.

А как можно контролировать процессы, в которых ты сам не разбираешься?

Дрогой управляющий возразит: «Главное результат, задача выполнена, а как — не имеет значения. Зачем в этом разбираться?» А затем, что выполненная задача, таинственным для руководителя образом, совсем не обязательно принесет компании успех и процветание.

Однажды, у нас в компании случился неприятный инцидент. Мы планировали подавать в суд на одного недобросовестного контрагента и наняли юриста. Сами на тот момент мы недостаточно разбирались в правовых аспектах подачи иска, но точно знали, что правда на нашей стороне. Каково же было наше удивление, когда суд вынес решение не в нашу пользу. Оказалось, что юрист совершил грубую ошибку в процедуре подачи иска и приложении доказательной базы. Мы не могли проверить его квалификацию или подготовленные документы, так как не разбирались в этом вопросе. Да и зачем, казалось нам, он профессионал – знает, что делает. Во всяком случае, так должно быть. Но, увы, наш рынок настолько переполнен любителями, что без базы знаний вычленить среди них экспертов — невозможно.

В той ситуации нам пришлось тщательно изучить законодательную базу и уже самостоятельно мы смогли переломить ход событий и добиться справедливости, в полной мере получив причитающиеся нам денежные средства.

Кроме того, эрудированность помогает руководителю не только осуществлять эффективный контроль, но и общаться с сотрудниками на одном языке. Куда проще донести цели компании, расставить приоритеты вместе с подчиненными, ранжировать задачи и обсуждать стратегии, оперируя профессиональными терминами. Это облегчает коммуникацию, помогает избежать разночтений и значительно сокращает время на тестирование и внедрение новых идей.

Знания — это то, что помогает компании развиваться и занимать лидирующие позиции на рынке. Определенным объемом профессиональных знаний, согласно занимаемой должности, должен обладать каждый сотрудник компании, начиная от уборщицы, заканчивая генеральным директором. Компания или предприятие – это единый организм, где каждый элемент выполняет свою, может и небольшую, но очень важную функцию.