Почему на уроках ОБЖ детей не учат безопасности

Четыре года я вместе с экспертами общественного движения «За безопасность» провожу уроки безопасности для детей. Иногда приходят ребята самых разных возрастов. В таких случаях я убираю из урока все частности, нахожу «золотую середину», которая бы заинтересовала всех детей сразу и была для них полезна.

Курдесов

Дмитрий Курдесов

Руководитель движения «За безопасность»

Но чаще мы набираем группы ровесников: детям постигать азы безопасности необходимо поэтапно. С первоклассниками, например, нужно повторить правила дорожного движения и напомнить, что зимой нельзя выходить на улицу без шапки. С пятиклассниками и ребятами вплоть до старших классов уже следует серьезно говорить, как не стать жертвой преступников — педофилов, грабителей, похитителей и т.п.

Если говорить начистоту, правила безопасности дети на протяжении десяти-одиннадцати лет учебы в школе должны осваивать на уроке ОБЖ, который, на мой взгляд, давно следует переименовать в урок безопасности. Однако в школе, где учитель вынужден работать в жестких рамках официальной программы, дети получают много лишней информации, редко обогащая свои головы действительно нужными знаниями.

За последние годы в нашей стране изданы десятки учебников по ОБЖ. Для самых маленьких — 1-5 классы — с красивыми иллюстрациями. Но познакомившись с учебниками для старших классов ближе, сразу обнаружил, что наших детей готовят к жизни в лесу или войне. О том, с чем любой ребенок действительно сталкивается на улице и дома, авторы по неизвестной мне причине предпочли умолчать или отвели на эти темы несколько предложений.

Я согласен, что школьники должны знать, куда бежать на случай военной агрессии, и как правильно надевать противогаз и оказывать первую помощь при переломе. Лишними эти знания никогда не будет. Но они не должны быть в центре внимания, на уроке ОБЖ детей должны готовить к обычной мирной жизни, где, к сожалению, еще есть место преступности.

Плодотворный урок ОБЖ или урок безопасности, как предлагаю называть его я, должен включать себя элементы обществознания, права, информатики и психологии. Ребенок при любом конфликте обязан правильно оценить степень опасности, знать, какие последствия наступают за то или иное действие и бездействие. Конечно, об этом следует говорить не с первоклашками, а в старших классах, но, к сожалению, выпускные классы в последние годы заняты зубрежкой ЕГЭ, им не до правил безопасности.

В нашей «Школе безопасности» мы вынуждены постоянно корректировать программу обучения. Обычные школы в этом плане совершенно неподвижны и проигрывают нам. Для введения новой темы в утвержденный на самом верху курс требуется множество согласований.

После теракта в петербургском метро мы вынуждены были начать разговор с детьми на совершенно новую для них тему — терроризм. Смертельный ураган в Москве стал поводом научить детей в экстренных условиях за считанные секунды находить укрытие от сильного ветра и дождя.

Но рассказать правила безопасности и повторить их вслух, в конечном итоге написать контрольную и получить оценку — мало. Дети никогда правильно не запомнят информацию, если она не станет для них интересной. Школьный урок ОБЖ полностью исключает интерактивное взаимодействие между учителем и детьми и между самими одноклассниками. Для школьников урок ОБЖ всегда в тягость, но тем не менее этот урок остается одним из самых важных и необходимых в школьной программе.

Российское образование за последние двадцать пять лет претерпело немало изменений. Какие только эксперименты не ставили над школой! Вспомните, какие новые предметы предлагали ввести и, к счастью, не ввели. Третий дополнительный урок физкультуры, добавленный по инициативе президента Дмитрия Медведева, не сделал наших детей сильнее и здоровей. В школу возвращается сочинение и изложение, и это хорошо.

Вместе с этим общество и школа как его отражение по мере развития прогресса сталкивается с новыми вызовами. Когда я критикую «Основы безопасности жизнедеятельности» (одно названием для ребенка загадка), я вижу огромный пробел в школьном курсе информатики, всего, что касается социальных сетей, где возникают опасные для несовершеннолетних так называемые «группы смерти». В школе об этом не говорят, отмалчиваются, как бы не сглазить.

Я не хвалю себя, лишь констатирую: сегодня «Школа безопасности» нашего движения и аналогичные образовательное проекты по всей России порой доделывают работу школы и в некоторых случаях полиции. Но мы не можем «конкурировать» со школами, нас общественников, мало. Хорошо было, если бы к нам чаще прислушивались, ведь как получается, урок ОБЖ есть, а о примитивных правилах безопасности, которые реально помогают детям в быту, мальчишки и девчонки узнаю исключительно от нас.

Автор:

Новости партнеров