Валюта $64.54 €71.97Brent$71.72

Эффективны ли ограничения ПЭТ-тары?

Весной этого года депутаты внесли в Госдуму законопроект с поправками в 171-ФЗ о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. Документ предполагал запрет на выпуск и реализацию алкоголя в ПЭТ-таре: с 1 января 2019 года в объеме более 1 литра, с 1 января 2020 года — более 0,5 литра. Однако законопроект был отвергнут правительством РФ. Проанализируем, к чему может привести запрет на производство пива в ПЭТ таре.

Ораз Дурдыев

директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes

Согласно аргументам авторов, такое ограничение призвано сократить потребление алкоголя, так как уйдет дешевая упаковка. Однако это мнение совершенно расходится со статистикой: после предыдущего ограничения ПЭТ-упаковки до 1,5 литров потребление крепкого алкоголя, согласно официальным данным, выросло на 10%. Таким образом, аргумент о снижении потребления алкоголя за счет запрета какой-либо упаковки можно считать несостоятельным.

Помимо этого, при обосновании необходимости введения запрета ставилась под сомнение безопасность пластиковой тары для розлива алкогольных напитков: якобы фталаты при взаимодействии с алкоголем способны мигрировать в сам продукт. При этом на текущий момент ни одного научного обоснования, подтверждающего данный факт, представлено не было. Напомню, что проверку проводили различные ведомства и организации, в том числе Росалкогольрегулирование. В этом году безопасность ПЭТ-тары была также признана по результатам исследований Роскачества.

Вместе с тем, в случае отсутствия взвешенного и аргументированного подхода к решению этой задачи, путем только лишь запретительных мер и ограничений, последствия для одной только пивоваренной отрасли будут не просто существенными, а катастрофическими.

Предположим, запрет ПЭТ приняли, что дальше?

По оценкам экспертов, в случае полного запрета ПЭТ-тары для производства пива государство недополучит более 15 млрд рублей акцизов.

Для производства же это означает необходимость перераспределения объемов в другие виды упаковки и, как следствие, переоборудование линий, что потребует колоссальных инвестиций, которые даже для крупного производителя являются серьезными, а для небольших и крафтовых пивоварен просто непосильны. Очевидно, что понесенные расходы производители вынуждены будут заложить в конечную стоимость продукции. Получается, запрет тут же ударит по кошельку обычных потребителей. Учитывая невысокую покупательскую способность россиян, можно предположить, что спрос перераспределится в сторону дешевого нелегального крепкого алкоголя, последствия потребления которого нам печально известны.

Пострадают от новых ограничений использования ПЭТ-тары не только пивовары, но и мелкая розница. Пиво в структуре продаж традиционных торговых точек (магазины шаговой доступности) занимает до 40%, а доход от него помогает удерживать цены на товары первой необходимости, что в текущих условиях покупательской способности крайне важно.

Более того, ряд государственных органов: Минпромторг, Минэкономики, Минэнерго, Минфин и ФАС – отмечают, что порядка 22% всего ПЭТ, произведенного для внутренних нужд, приходится на пиво. Соответственно, в случае введения ограничений, это может привести к тому, что производителям придется отказаться от услуг ряда сотрудников и, как следствие, снизить налоговые отчисления в бюджеты разных уровней.

Вместе с тем, нужно отметить, что на фоне перечисленных выше возможных последствий до сих пор не были предоставлены какие-либо аргументированные обоснования принятия такого драматичного для всей отрасли решения.

Мы убеждены, что подобные важные для инициативы должны рассматриваться только в открытом диалоге со всеми заинтересованными сторонами: государством, потребителем и бизнесом.