Валюта $64.31 €72.12 Brent$60.93

«Мир» был не первым: как суда врезаются в причалы

Инциденты, когда суда причиняют вред береговым объектам, не так уж редки

скриншот с сайта Youtube

Вечером 25 мая в немецком порту Бремерхафен чуть севернее Бремена произошло столкновение петербургского парусника «Мир» с микроавтобусом Mercedes. АБН вспомнило несколько похожих случаев.

20 ноября 2016 года при швартовке танкера Delta Pioneer под флагом Греции к причалу №1 в порту города Приморск в Ленобласти произошла несанкционированная отдача (разматывание — ред.) буксирного троса с лебедки буксира «РН Посейдон» компании «Роснефтефлот». Из-за этого этого танкер кормой навалило на пал (чугунную тумбу или сваю для швартовки — ред.) №6 причала №1. В итоге судно повредило две секции переходной эстакады причала.

В декабре 2016 года Транснефть подала иск к Delta Tankers в Арбитражный суд Санкт-Петербурга. Компания потребовала взыскать 3,379 млрд рублей за разрушение причала.

6 апреля 2017 года похожий инцидент случился в порту Бронка в Ленинградской области. Тогда контейнеровоз Christopher, ходящий под флагом Антигуа и Барбуда, навалился на причал №6 и нанес ему повреждения.

По данным СМИ, причал полностью разрушился от удара, и теперь его надо отстраивать снова. 11 апреля водолазы провели его обследование. Они установили, что судно разрушило тумбу 47, вырвало из ростверка (верхняя часть фундамента — ред.) шпунтовую стенку на ширине 5,3 метра и вмяло его на глубину 2 метра в тело причала. В образовавшуюся дыру залилась вода. Она вымывала грунт, в итоге углубив дыру до 5 метров. На самом бетонном ростверке образовались многочисленные трещины. После инцидента суд арестовал судно по иску ООО «Феникс» — оператора порта Бронка. Его держали под арестом до тех пор, пока не уладили вопрос о сумме компенсации.

30 мая 2018 года танкер «Капитан Поникаровский» совершил навал на причал в порту «Большой порт Санкт-Петербург». Инцидент произошел в 23:30. Загруженное судно, принадлежащее компании «Контур СПб», направлялось от причала СВ-15 завода «Северная верфь» в порту Усть-Луга и совершило навал носовой частью на причал № 34 Большого порта. Судно получило пробоину в носовой части выше ватерлинии. В инциденте никто не пострадал, разлива нефтепродуктов тоже не зафиксировали. После этого танкер стал на якорь на рейде Лесного мола, где находился до устранения повреждений.

В большинстве случаев ущерб после таких происшествий возмещают страховые компании. «У судов есть страховка, которая называется P&I (Клуб взаимного страхования). Есть социальный пул судовладельцев, которые выбирают себе клубы для страхования, платят туда взносы. И если повреждается имущество третьих лиц в результате морских происшествий, то эти вещи застрахованы на достаточно большие суммы. Для танкеров эта сумма вообще может достигать огромных размеров. Этот бизнес придумали англичане несколько веков назад, и он до сих пор прекрасно работает», — пояснил АБН основатель и генеральный директор компании Intermarine Cruise & Ferry Management Игорь Глухов.

Но, по словам главного редактора информационного агентства Portnews Надежды Малышевой, именно такие происшествия, как в Бремерхафене, случаются редко. «Это учебный парусник, на его борту были курсанты, на его борту были педагоги. У них каждая швартовка — показательная, учебная, по всем правилам», — сказала эксперт.

Как рассказали утром 27 мая в пресс-службе владельца судна «Мир» ФГУП «Росморпорт», в инциденте виноват не экипаж парусника, а капитан буксира, который выводил «Мир» в море. Сейчас судно уже продолжило свой маршрут, а вопрос с немецкой стороной решат со страховщиком.