Валюта $66.91 €74.12 Brent$59.79
13.08.19 / 09:02 Новости / Финансы

Игра в ГЧП: ставки на крупные проекты?

Что нужно сделать, чтобы механизмы ГЧП заработали не только на мегапроектах

Вадим Коваленко, генеральный директор Управляющей компании «Платная дорога»

Петербург и Ленобласть ждут новые крупные инфраструктурные стройки. На последнем ПМЭФ были подписаны соглашения по первым этапам ВСД, соглашение между городом и РЖД по строительству путей к порту Бронка, начались предметные разговоры об аналоге МЦК. Затраты на все эти проекты измеряются сотнями миллиардов рублей. По стране они еще более значительные – один только план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года (транспортная часть) обойдется государству почти в 6,3 трлн. рублей.

Большая часть этих денег пойдет именно на мегапроекты, в то время как относительно небольшие инфраструктурные проекты часто остаются в тени. По данным Национального Центра ГЧП на конец 2018 года 92% всех частных инвестиций сосредоточено в крупных проектах. Конечно, есть и исключения, и периодически из регионов поступают новости о проектах на 1-2 млрд рублей. Но пока это именно исключения.

Объяснение простое — инвесторам интереснее вкладывать деньги в мегапроекты, в том числе, потому что для них, с большей вероятностью, будут предоставлены гарантии и иная господдержка. Кроме того, не во всех регионах местные чиновники умеют работать с инструментами ГЧП. В результате инвестор может завязнуть в бюрократических проволочках, теряя время и деньги.

А именно небольшие стройки позволяют ликвидировать проблемы в «узких» местах, которые мегапроекты решить не могут. Таких «узких» мест в Петербурге и области несколько десятков. Это переезды через железнодорожные пути, развязки с автострадами, выезды из стремительно разросшихся спальных районов, куда ведут одна-две дороги, не справляющиеся с трафиком. Важно, что и цена ошибок в относительно небольших проектах ниже. В крупных проектах чаще возникает необходимость в немалых дополнительных вливаниях.

Что нужно для инвестиций в такие инфраструктурные проекты? Одно из обязательных условий – распределение рисков между публичным и частным партнером и предоставление гарантий инвестору. Пока же зачастую власти во многих регионах не отказываются предоставлять гарантии, но и не доводят решение до конца. Исключение составляют лишь отдельные мегастройки и единичные регионы.

Также важно наличие должного уровня квалификации у региональных чиновников, желательно имеющих опыт реализации проектов ГЧП и понимающих, и что просто объявить о планах по привлечению инвестиций или даже подписать соглашение недостаточно, поддержка потребуется на всех этапах: при переустройстве коммуникаций, получении техусловий монополистов, межведомственном взаимодействии. Важно и то, что горизонт бюджетного планирования, а значит и гарантий и обязательств значительно ниже, чем у ГЧП-проектов. Эту проблему только предстоит решить.

Также участникам рынка ГЧП катастрофически не хватает стабильности фискальной политики и сложившейся судебной практики. Сейчас по одинаковым вопросам решения регулирующих органов в разных регионах могут полярно отличаться. Кстати, именно относительно небольшие проекты просто в силу своего количества будут поставлять больше подобных кейсов.

Вадим Коваленко, генеральный директор Управляющей компании «Платная дорога»