Валюта $63.82 €70.43 Brent$62.03
29.10.19 / 16:43 Новости / Петербург

«Соблюсти законы в центре практически невозможно»: Независимые сети Петербурга ищут выход в объединении

Лилия Агаркова и Александр Мышинский / Фото: Дмитрий Матвеев, АБН

Лилия Агаркова и Александр Мышинский / Фото: Дмитрий Матвеев, АБН

Лилия Агаркова и Александр Мышинский / Фото: Дмитрий Матвеев, АБН

Сеть магазинов «РеалЪ», отказавшись от двух предложений по поглощению, инициировала создание союза независимых торговых сетей.  В деловом клубе «Свое дело» генеральный директор группы компаний «Реал» Александр Мышинский поделился своими мыслями о том, как локальные торговые сети в Петербурге могут противостоять федеральным гигантам и держаться на плаву под натиском контролирующих органов.

Александр Мышинский не понаслышке знаком с давлением федеральных сетей на более мелких игроков рынка в Санкт-Петербурге. Два года назад на него уже выходили с предложением о продаже бизнеса — сначала «Х5 Retail Group» (владельцы «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели»), а затем «Магнит». Однако тогда, как Александр Мышинский пояснил АБН, стороны не договорились.

По словам Александра Мышинского, на заре своего существования его компания занималась оптовой торговлей, поставляя продукты в «Пятерочку» и «Окей», а затем перешла и к розничной, открыв в 2010 году первый магазин.

Как пояснил гендиректор ГК «Реал», изначально в Санкт-Петербурге было около 50 локальных сетей, однако на текущий момент их примерно пять. На их месте возникают либо новые игроки федерального масштаба, либо небольшие специализированные сети с какими-то преимуществами перед федеральными игроками.

На данный момент у ГК «Реал» в общей сложности 60 магазинов. Такое количество держится уже второй год подряд. Александр Мышинский пояснил, что основными игроками рынка в городе сейчас оказались «Пятерочка» и «Перекресток», магазины которых находятся каждые 500 метров в городе. Конкурировать с ними, учитывая достаточно высокие ставки аренды, проблематично. Поэтому «Реал» уже пошел в Ленобласть — открыл магазины в Выборге.

Самыми большими проблемами локального ретейла, помимо конкуренции с федеральными сетями, Александр Мышинский назвал проблему с поставщиками, а также действия властей с точки зрения цифровизации.

«Они столько регламентирующих вещей навводили, что вместо торговли мы занимаемся бумажной работой, согласованиями», — пояснил он, добавив, что с ноября и молочную продукцию добавят в систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», из-за чего ГК «Реал» придется нанять еще несколько человек просто для того, чтобы вводить отчеты в систему. Кроме этого, компании придется обновить программное обеспечение под эту систему.

По словам Александра Мышинского, для выбора локации для расположения магазина можно использовать много всяких формул. Однако зачастую и они не помогают.

«Мы встречались с компаниями, которые за деньги предлагают полную аналитику, чтобы выбрать место, где нужно ставить магазин. Однако это все настолько неточно, что мы несколько раз воспользовались, получили негатив, и сейчас полагаемся только на интуицию и на какие-то эксперименты. Есть магазины, от которых мы вообще не ожидали, что они будут работать, а есть места, которые создавались на таком потоке, где сложно было не заработать, но все равно не шло», — пояснил Александр Мышинский.

В центре Санкт-Петербурга у ГК «Реал» всего около десяти магазинов из 60-и. По мнению Александра Вышинского, открывать их там просто нельзя, поскольку их закроют по щелчку пальца.

«Соблюсти законы в центре практически невозможно. Все дома старые, в них нельзя делать перепланировок, вешать кондиционеры, нельзя соответствовать закону о доступной среде (тяжело сделать пандусы для инвалидов — ред.). Все, что в центре есть, по сути может быть закрыто в любой момент», — посетовал Александр Мышинский.

Гендиректор ГК «Реал» пояснил, что у него уже была идея объединиться с другими локальными сетями. По его словам, основными плюсами такого объединения стали бы закупочные цены и снижение поставок.

«Поскольку мы занимались и дистрибуцией, у нас есть склады. Объединяя логистику, мы можем снизить закупочные цены, увеличить маржу и сократить издержки. Согласно последним исследованиям, 72% покупателей обращают внимание на цены и выбирают магазин по цене. Соответственно, конкурентоспособности можно добиться только за счет объединения», — отметил Александр Мышинский.

Он пояснил, что представители ГК «Реал» постоянно встречаются с представителями финской Prisma, однако с ними очень тяжело взаимодействовать из-за их «правильности». Помимо них, представители ГК «Реал» встречались с представителями компании «Лэнд» и даже уже оказывали им услуги по логистике, а также ритейлера «Семишагоф». Переговоры ведутся, игроки ищут точки соприкосновения, однако какого-то глобального партнерства пока не получилось.

В России есть и удачные примеры таких союзов. Существует так называемый «Союз независимых сетей России», который объединяет локальных игроков Сибири и Урала.

Александр Мышинский добавил, что из плюсов локальных брендов можно выделить в первую очередь разнообразие ассортимента. Например, его сеть первая поставила перед собой задачу завести в Россию американскую Coca-Cola в банках и пришла к этому. Они первыми начали завозить в РФ Coca-Cola с ванилью и черри. По словам гендиректора ГК «Реал», после этого к ним пошел поток молодежи.