Валюта $71.18 €79.98 Brent$41.33

QR-код выживания для малого бизнеса

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения нарушили привычные процессы в экономике и ударили по малому бизнесу. Тем не менее, многие предприниматели смогли перестроить работу в новых условиях и воспользовались программами поддержки от государства и банков. АБН разбиралось, какую помощь можно получить и сколько денег уже дошло до бизнеса.

Правительство выделило на поддержку бизнеса, пострадавшего от распространения коронавируса, 2 трлн рублей. Программа состоит из нескольких пакетов мер, включая кредитные каникулы, отсрочку по налогам и страховым взносам, а также льготные займы на выплату зарплат.

Помимо федеральных мер поддержки есть региональные программы. Например, неделей ранее петербургские власти озвучили ключевые мероприятия второго пакета таких мер на общую сумму 9 млрд рублей, где основными получателями также называются предприятия малого бизнеса. Поддержку можно условно разделить на три ключевых направления: налоговые льготы, поддержание спроса на продукцию через увеличение доли госзакупок и целевое кредитование бизнеса для выдачи заработной платы.

Собственные меры поддержки в период эпидемии коронавируса предлагают малому бизнесу и в частных банках. В Райффайзенбанке рассказали АБН, что банк в соответствии с законодательством предоставил кредитные каникулы всем компаниям, которые пострадали от распространения COVID-19. Кроме того, банк предусмотрел реструктуризацию кредитов для компаний, которые не попали в этот список, но нуждались в поддержке.

«В апреле 2020 года мы наблюдали устойчиво высокий спрос со стороны компаний к этой программе поддержки. Каждый запрос был рассмотрен в индивидуальном порядке. Максимальная отсрочка — на 6 месяцев. Оформить отсрочку можно онлайн, без визита в банк. Заявку на реструктуризацию тоже можно подать онлайн, здесь отсрочка также составит до 6 месяцев», – комментирует руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Денис Скоков.

В Райффайзенбанке сообщили АБН, что рекомендуют своим клиентам рассматривать все возможные шаги для выхода из сложной финансовой ситуации. «Можно провести переговоры с арендодателем о снижении ставок, диверсифицировать каналы продаж и продуктовую линейку с учетом изменения поведения потребителей, внимательно изучить и использовать инструменты государственной поддержки. Можно провести переговоры с банком-партнером и оптимизировать стоимость РКО и валютные риски, внедрить оплату своих товаров и услуг по QR-коду и значительно сэкономить на эквайринге», – объясняет варианты оптимизации Денис Скоков.

Оплату по QR-коду могут использовать любые компании, принимающие банковские карты. Это позволит существенно снизить комиссию за эквайринг – с 2,5% до 0,4%-0,7% в зависимости от категории торгово-сервисного предприятия и торгового оборота.

Руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Денис Скоков

В период пандемии важна не только финансовая безопасность бизнеса, но и здоровье самих предпринимателей и их сотрудников. В банке проанализировали операции, которые чаще всего требуют от клиента физического присутствия и нашли им цифровые альтернативы.

«Мы сделали бесплатной доставку справок и выписок до конца мая, чтобы клиенты могли реже ходить в офисы. Также до конца сентября бесплатным стало наше мобильное приложение — Райффайзен Бизнес Онлайн. Затем мы внедрили функцию онлайн-подачи декларации в интернет-банке», – рассказывает Денис Скоков.

Эксперты также называют развитие диджитал-направлений актуальным трендом в банковской сфере. В текущих условиях банки активнее внедряют цифровые услуги для удобства и безопасности своих клиентов. «Цифровизация банковских услуг – это долговременный тренд, который наметился еще до пандемии, а коронавирус лишь ускорил его. Со временем ставка на диджитал станет обязательным требованием банковского рынка, поэтому выиграют те игроки, которые раньше осознают новые тенденции и начнут внедрять цифровые услуги», – считает экономист Дмитрий Адамидов.

Одними мерами государственной поддержки удержать бизнес на плаву вряд ли удастся. На первый план выходит нестандартное предпринимательское мышление. В Райффайзенбанке приводят пример сети пекарен, которая столкнулась с существенным падением товарооборота в марте. Тем не менее, владельцы бизнеса не опустили руки, а придумали новый сервис по доставке куличей, запустив его в канун Пасхи и заняв новую нишу. Кто-то в сжатые сроки переоборудует производство и занимается пошивом масок, а кто-то расфасовкой дезинфицирующих средств. Как поясняет Денис Скоков, это непрофильные краткосрочные бизнес-проекты, однако они позволят компаниям закрыть временное выпадение доходов, сохранить команду и сам бизнес.


 

Для подписки на другие рубрики и управления своими настройками, пожалуйста, зарегистрируйтесь!