Валюта $74.16 €90.60 Brent$56.36
16.12.20 / 11:12 Новости

Петербургские электробусы за три года трижды обогнули Солнце

Фото: СПб ГУП "Горэлектротранс"

Фото: СПб ГУП "Горэлектротранс"

В середине декабря исполняется три года c момента запуска в Санкт-Петербурге нового вида транспорта — электробусов с динамической зарядкой. Это троллейбусы с увеличенным автономным ходом (сокращенно ТУАХ).

Самым первым маршрутом, который перевели на обслуживание ТУАХ, стал маршрут №23 в Приморском районе, следующий от улицы Шаврова до Богатырского проспекта обратно. С тех пор в Петербурге развивается крупнейшая в России маршрутная сеть инновационных троллейбусов. Сейчас уже каждый пятый петербургский троллейбус стал электробусом с динамической зарядкой, а всего в городе работает девять маршрутов ТУАХ.

Всего за три года работы в Петербурге троллейбусы с увеличенным автономным ходом проехали 14 млн километров. Это как три раза проехать вокруг Солнца или 350 раз проехать вокруг Земли. За это время электробусы перевезли более 55,4 млн пассажиров. Это почти сравнимо, например, с населением Италии.

Сейчас встретить инновационные троллейбусы можно во всех частях города. В Петербурге работают девять маршрутов с применением технологии автономного хода — №№ 2, 17, 18, 23, 32, 41, 43, 46, 47. Неоднократно инновационные машины «подстраховывали» «классические» троллейбусы во время крупных дорожных ремонтов. Например, в течение 2018 года в Приморском районе на период ремонта трамвайных путей на проспекте Авиаконструкторов работал временный маршрут №12, который перевез 2,9 млн пассажиров.

Лидерами по итогам трех лет использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом стали маршруты Приморского района, открытые одними из первых. Маршруты №2 (улица Шаврова — Глухарская улица) и №23 (ул. Шаврова — Шуваловский пр.) перевезли 12,3 млн и 8,8 млн пассажиров соответственно. Они позволяют добираться до станции метро «Комендантский проспект» жителям новых жилых кварталов, на улицах которых еще нет контактной сети для троллейбусов. На третьем месте расположился маршрут №43, который связывает Товарищеский проспект со станцией метро «Площадь Ленина» и создает уникальную связь сразу в трех районах — Калининском, Красногвардейском и Невском.

В 2020 году в Петербурге продлили сразу два маршрута на юге города. Маршрут №47 (метро «Московская» — М.Балканская ул.) обновили в марте, и он успел перевезти 450 тысяч человек, даже несмотря на падение пассажиропотока в пандемию коронавируса. Это в полтора раза больше, чем перевезли «классические» машины по предыдущей трассе. Троллейбусный маршрут №46 (железнодорожная станция «Сергиево» — Троллейбусный проезд) обновили меньше месяца назад, а его пассажиропоток вырос более чем в три раза.

Всего по типу зарядки электробусы условно подразделяются на три типа — электробусы с медленной зарядкой (overnight charging), электробусы с ультрабыстрой зарядкой (оpportunity charging) и электробусы с динамической зарядкой (in-motion charging). Ключевой особенностью последних стало как раз то, что на зарядку аккумуляторов не требуется дополнительных времени, мощности и инфраструктуры. Для этого используется уже имеющаяся контактная сеть прямо во время движения по маршруту с пассажирами.

Экологичность, отсутствие даже минимальных вредных выбросов – это еще один существенный плюс технологии, используемой в электробусах с динамической зарядкой. Для обогрева салона не требуется отопительного прибора на дизельном топливе. А тяговые аккумуляторные батареи, установленные на троллейбусах с увеличенным автономным ходом, пригодны для работы в сложном климате Петербурга. Они при необходимости обогревают или охлаждают себя сами, в зависимости от внешней температуры.

Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»

Специалисты петербургского Горэлектротранса были одними из инициаторов создания троллейбусов с увеличенным автономным ходом в России. Первые обсуждения системы УАХ начались еще в 2011 году. Испытания нескольких моделей различных производителей проводились с 2013 года в течение трех лет.