Ozon выводит роботов на склады

Петербургский онлайн-ретейлер Ozon объявил конкурс на решения по роботизации в онлайн-торговле. Эксперты находят инновации в сфере роботизации и автоматизации в e-commerce перспективными, но ожидают их массового внедрения не в ближайшие годы.

В планах Ozon внедрить самые перспективные идеи в различных направлениях — от систем хранения в фулфилмент-центрах и перемещения грузов внутри здания до роботов-курьеров и автономного вождения. На первом этапе проекта Ozon RoboFactory компания соберет заявки от разработчиков.

Как говорится в описании конкурса, представить проект смогут как профессиональные команды, так и индивидуальные участники – ученые, специалисты по робототехнике, автоматизации, искусственному интеллекту, машинному обучению и даже любители.

Местонахождение конкурсантов значения не имеет. Достаточно описать продукт, его потенциал и перспективы развития, показать преимущества решения, а также его пользу для e-commerce в оцифрованных метриках. Возможности интеграции с Ozon или его партнерами или наличие готового продукты в компании называют преимуществом.

«Перспективы роботизации и автоматизации абсолютно очевидны. Сегодня они необходимы любому бизнесу и особенно такому высокотранзакционному бизнесу как e-commerce. Во многом это связано с обострившейся проблемой дефицита низкоквалифицированного персонала. Ранее экономическая целесообразность внедрения данных технологий была не всегда оправдана из-за большого количества дешевой рабочей силы, сейчас ситуация изменилась», — уверяет генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков / Фото: facebook

По словам эксперта, еще несколько лет назад автоматизация и роботизация бизнеса в России воспринималась как хайп. Реальных проектов в сфере автоматизации было немного, а касалась она чаще всего оптимизации бизнес-процессов на местах.

Но в последние годы ситуация кардинально изменилось. Все ведущие российские продуктовые сети — «Магнит», «Лента», X5 Retail Group и «Азбука Вкуса» — меняют подходы к ведению бизнеса, делая ставку на внедрение цифровых решений.

Среди приоритетных направлений называются облачное вычисление и хранение, новые стандарты связи, интернет вещей, машинное обучение, финансовые технологии, биомедицина, беспилотное управление и другие.

АБН подробно рассказывало о том, как «Магнит» запустил пилотные стартапы, на развитие которых еще в прошлом году компания собиралась направить до 50 млн рублей. Причем в «Магните» ожидали получить от их внедрения 1 млрд рублей экономического эффекта в 2021-22 годах.

Фото: ozon.ru

В свою очередь генеральный директор INFOLine выделяет разработки X5 Retail Group. По его словам, внимания заслуживает их подход к внедрению касс самообслуживания. Ретейлер за несколько лет представил решение на софтверном и аппаратном уровне и производит по 10-12 тысяч таких аппаратов.

По подсчетам Ивана Федякова X5 понадобится до 100 касс самообслуживания для своих магазинов, после чего он сможет выйти даже на зарубежные рынки. Эксперт называет решение наглядным примером того, как автоматизация позволяет оптимизировать затраты и сократить количество персонала.

Видимо, в Ozon решили не отставать от рынка и взять курс на развитие промышленной роботизации. Пока же, по подсчетам петербургской компании, плотность роботизации в России оставляет желать лучшего. Еще несколько лет она назад составляла 5 роботов на 10 тысяч занятых в промышленности сотрудников. Среднемировой показатель остается выше почти в 20 раз.

«В России в области роботизации и автоматизации производств работают в основном интеграторы, а собственных решений и разработок до сих пор мало. Мы считаем, что изменить это может, в первую очередь, сам бизнес — обеспечив спрос и необходимые ресурсы», — считает директор департамента роботизации Ozon Салимжан Гафуров.

В компании намерены развивать это направление внутри компании, на базе робототехнической лаборатории в Иннополисе. Иван Федяков называет приоритеты онлайн-ретейлера оправданными, но подчеркивает, что сроки реализации и внедрения разработок могут занять годы даже при интенсивных инвестициях.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров