Эксперты рассказали, чем грозит использование чужих QR-кодов

После введения обязательных QR-кодов во многих регионах страны участились и случаи, когда граждане пытаются воспользоваться кодами знакомых, чтобы попасть в общественное место.

Не только в Петербурге, но и почти во всех уголках страны в связи с пандемией вводят QR-коды для посещения общественных мест. Получить код можно, только имея сертификат о вакцинации или о перенесенной коронавирусной инфекции. Многих граждан это не устраивает, и они начинают искать обходные пути. Один из них — это использование чужих QR-кодов. Однако делать так эксперты крайне не рекомендуют.

За такие подмены грозит реальное наказание — как административное, так и уголовное, сообщают «Известия».

По словам главного эксперта «Лаборатории Касперского» Сергея Голованова, при покупке QR-кодов есть два варианта: продажа «кьюаров», которые ведут на фишинговые страницы, имитирующие официальные ресурсы, и покупка реальных матричных кодов у злоумышленников. В первом случае злоумышленники надеются, что проверяющий не заметит расхождение в один символ в адресной строке фальшивого сайта Госуслуг. Во втором случае код реальный, но принадлежит другому человеку.

При этом, отмечают эксперты, для использования реального кода все еще понадобится поддельное удостоверение личности. Кроме того, покупателя могут начать шантажировать, угрожая раскрыть факт покупки полиции.

Что до ответственности за покупку поддельных кодов, тут есть нюансы.

«Если QR-код содержит гиперссылку на сертификат о вакцинации с номером, датой рождения и датой вакцинации, такой QR-код будет считаться официальным документом. Таким образом, использование заведомо подложного QR-кода может привести к уголовной ответственности по п. 5 ст. 327 УК РФ. Санкция в этом случае будет варьироваться от штрафа в 80 тыс. рублей до ареста на срок до шести месяцев. Если же при переходе по QR-коду таких данных не обнаружится, то оснований для применения указанной статьи не будет. Однако остается риск привлечения к административной ответственности из-за невыполнения требований по санитарно-эпидемиологическому контролю, ст. 6.3 КоАП», — рассказала «Известиям» адвокат Юлия Кремер.

 

Автор: Виолетта Поломошнова

Новости партнеров