В Петербурге покупатели штурмуют торговые центры

Петербургские торгово-развлекательные комплексы наполнились покупателями в преддверии новогодних праздников, ранее пустовавшие помещения обретают новых арендаторов. Показатели посещаемости если не достигли, то заметно приблизились к допандемийному уровню 2019 года. Участники рынка объясняют это тем, что на рост трафика влияет как наступление холодов и предновогоднее время, так и событийная активность на фоне грозящих новых ограничений. Кроме того, увеличению потока покупателей способствуют изменения модели потребления и отложенный спрос.

Подарки по qr-коду

Так, в первые выходные декабря в ТЦ «Галерея» наблюдался заметный ажиотаж. Вечером 5 декабря на эскалаторе станции метро «Площадь Восстания» выхода на Лиговский проспект, где находится ТРЦ, на каждой ступеньке  стояли по двое. При морозе в -15 не верилось, что все они едут прогуляться по Лиговскому проспекту. Чтобы войти в торговый центр, нужно было несколько минут постоять в очереди. Одной из возможных причин роста трафика может быть не только приближение Нового года, но вероятность ужесточения ограничительных мер в конце декабря – до этого момента нужно успеть купить подарки.

Фото: АБН

Напомним, 25 ноября стало известно, что Смольный сдвинул сроки введения необходимости предъявлять QR-коды для посещения общепита, магазинов и торговых центров с 1 декабря, мера вступит в силу 27 декабря. Тогда же Александр Беглов заявил, что исполнительным органам поручено подготовить предложения по особым запретам в новогодние праздники — с 27 декабря по 9 января.

Директор комплекса «Пассаж», партнер Jensen Group, Дмитрий Абрамов напомнил, что прошлогодние ограничения, введенные в Петербурге на часть новогодних каникул, имели ряд неочевидных последствий. Например, отмененные корпоративы стали причиной потерь выручек не только для ресторанов, но и для торговли – упал спрос на одежду. Если ограничения усилят в конце декабря, это отразится на всем ретейле, добавил эксперт.

Открытия и акции

Потянулись в торговые центры и арендаторы. Осенью в «Галерее» произошло несколько масштабных открытий: появились мультибрендовый магазин обуви и аксессуаров No One, а также Ugg и бутик Ralph Lauren, первые два магазина – единственные представители торговых марок в Петербурге. Как рассказал АБН генеральный директор «Галереи» Дмитрий Зубков, тенденция заполнения торговых площадей сохранится и в декабре.

«В течение месяца планируется открытие магазинов Intimissimi, Calzedonia и Intimissimi Uomo, Zeiss Optics, а также флагманского бутика «Московского ювелирного завода» на площади более 200 м2», – рассказал глава торгового центра.

Дмитрий Зубков / Фото: АБН

Рост посещаемости ТРЦ также обуславливается выгодными предложениями ретейлеров. Например, открывшийся в октябре No One уже объявил о распродаже, скидки на часть ассортимента достигли 40%. При этом, как правило, основная часть сейлов начинается после Нового года.

«Трафик растет только во время акций и больших скидок, — говорит Надежда Тушакова, председатель совета директоров АО «Большой Гостиный Двор», – но декабрь особый месяц, новогоднее настроение будет нарастать, и если не будет локдаунов, но все будет в последнюю неделю, хотя товарооборот должен вырасти на 30-40%».

До пандемии

По словам Дмитрия Зубкова, в «Галерее» поток покупателей в первые выходные декабря достиг показателей за аналогичный период допандемийного 2019 года. Тогда, например, общая посещаемость «МЕГИ Парнас» и «МЕГИ Дыбенко» достигала 27 млн человек в год.

Президент Watcom Group Роман Скороходов заявлял, что на изменение уровня плотности потока потенциальных потребителей всегда оказывали влияние две группы факторов: макроэкономические показатели и прирост предложения торговых площадей. В 2019 году падение замедлилось из-за ввода в эксплуатацию меньшего количества площадей и отложенного спроса, а также изменения модели потребления, которая из «сберегательной» перешла в «бережливое потребление». «В Петербурге, как и в остальных городах, мы наблюдаем флуктуацию в узком коридоре колебаний на фоне стагнации рынка», — объяснял эксперт.

Ярмарки как маркетинг

Поток покупателей обеспечивается и за счет открытия новогодних ярмарок, которые появляются в декабре на площадках торговых комплексов, в «Пассаже» такая заработала еще в ноябре. На первом этаже «Галереи» ярмарка, торгующая сувенирами, галантереей, украшениями, сладостями и одеждой, открылось 1 декабря, во дворе «Гостиного двора» на ярмарке с 4 декабря в киосках и фуд-траках предлагают новогодние товары и еду, однако покупателей там пока немного.

Новогодняя ярмарка в «Гостином дворе» / Фото: АБН

Событийная активность ТРЦ и их управляющих компаний в целом положительно сказываются на показателях трафика, для привлечения покупателей проводят мероприятия, организовывают общественные пространства. Однако, как отмечают эксперты, подобные шаги не всегда приводят к росту доходов арендаторов и самих комплексов.

Дмитрий Абрамов подчеркнул, что показатели декабря для всего ретейла всегда будут превосходить остальные месяцы. Но делать окончательные выводы объективно будет можно только по окончании месяца, на последние дни которого придется основной ажиотаж, добавил директор комплекса «Пассаж».

«Для большинства людей слишком рано для новогодних покупок. Кроме того, говорить дополнительном ажиотаже не приходится: народ не стал богаче, по крайней мере большинство», – добавил Дмитрий Абрамов.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров