Валюта $76.10 €86.89 Brent$86.93
14.12.21 / 07:45 Новости

«Умный» ток: разработки «Ригеля» ускорят эру электромобилей в Петербурге

Фото: «Аккумуляторная компания «Ригель»

Фото: «Аккумуляторная компания «Ригель»

В ближайшие годы Петербург может стать одним из российских центров электротранспорта. Поддержать амбиции города позволят не только масштабные вливания в развитие зарядной инфраструктуры, но и разработки местной промышленности.  Одну из ключевых ролей здесь планирует сыграть аккумуляторная компания «Ригель».

«Зеленый переход» Петербурга

Уже сейчас понятно, что остаться в стороне от «зеленого перехода» России не удастся. Парижское соглашение о климате серьезно меняет базовые экологические стандарты, подталкивая страны ускорить переход на альтернативные источники энергии и электротранспорт. По прогнозам Смольного, за три ближайших года объём рынка электротранспорта может вырасти в 50 раз — до 100 млрд рублей.

При лучшем варианте развития рынка, доля электромобилей к 2025 году достигнет уже 18%, а емкость рынка может вырасти до колоссальных 7,5 трлн рублей. Конечно, многое будет зависеть от потребительского спроса, стоимости владения электромобилем, законов, развития смежных технологий и рынков. Но факт остается фактом – «зеленый переход» уже стартовал, и Петербургу вполне по силам стать одним из российских центров электротранспорта.

Ключевым условием для ускоренного внедрения электротранспорта станет вовлечение инвесторов. С ним в Петербурге проблем быть не должно, так как конкретные проекты уже стартовали.

Модернизация «Ригеля»

Например, «Аккумуляторная компания «Ригель» (создана на базе первого в России аккумуляторного завода «Тюдоръ») вложила более 50 млн рублей в программу научно-практической кооперации в сфере разработок и производства новых химических источников тока.

Эти разработки должны будут повысить безопасность аккумуляторов и батарей. Кроме того, часть средств компания потратит на подготовку собственных научных кадров. Студенты старших курсов ведущих петербургских университетов уже проходят производственную практику в «Ригеля» на регулярной основе.

Фото: «Аккумуляторная компания «Ригель»

Еще более значительные средства «Ригель» направит на модернизацию производства. Акционеры предприятия в лице ИК «Евроинвест» Андрея Березина и «Теллус Групп» только на первом этапе вложили в обновление площадки на улице профессора Попова около 400 млн рублей. Инвестиции позволят увеличить выпуск аккумуляторов в три раза, с 750 тыс. ампер-часов в год до более трех млн ампер-часов в год. Серийно улучшенные аккумуляторы начнут выпускаться с января 2022 года.

«Аккумуляторы используются в различных отраслях. Батареи нужны как источники бесперебойного питания, например, для систем резервирования в серверных и дата-центрах, где требуется гарантированное электроснабжение. Но ключевым направлением станет электротранспорт. До сих пор их производило всего несколько компаний в стране, а в большинстве тех же электробусов стоят импортные комплектующие», — рассказал АБН директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Инфраструктура для электротранспорта

Как добавляет эксперт, в настоящее время рынок остается небольшим, но он может стремительно вырасти в ближайшие годы.

На территории Петербурга в 2020 году действовало всего 63 зарядные станции для электромобилей, а до 2023 года в регионе планировали разместить дополнительно еще 32 станции. Эксперты соглашаются, что такого объема пока недостаточно.

Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева в разговоре с АБН ранее утверждала, что одной из альтернатив для заряда малогабаритных авто могут стать съемные аккумуляторы, которые используются у скутеров и малой техники.

В идеальном сценарии зарядка и вовсе должна быть в каждом дворе, чтобы владельцы электромобиля могли без проблем припарковаться неподалеку и зарядить свою машину.

Аккумуляторы как часть программы

«Чтобы все хорошо развилось, как в лидирующих странах, необходима господдержка. Если есть программа развития городского электротранспорта или создания электрических автомобилей, государство должно помогать создавать инфраструктуру. Причем аккумуляторы тоже должны стать частью этой программы, в конкурентном поле сейчас очень сложно выживать», — подчеркивает Сергей Пикин.

На более плотное сотрудничество с городскими властями рассчитывают и в «Ригеле». Похоже, что встречное движение есть и со стороны властей. В рамках программы по развитию производства и использования электромобилей планируется выделить около 400 млрд рублей до 2030 года. Часть этих средств должна пойти на поддержку местным производителям литий-ионных аккумуляторов.

«Особенно важно, что в данной концепции Санкт-Петербург определен как один из ключевых регионов по внедрению как самого электротранспорта, так и зарядной инфраструктуры для него», — подчеркивает генеральный директор АО «АК «Ригель» Евгений Власов.

Решения «Ригеля» для энергетики и телекома

В то же время литий-ионные батареи «Ригеля» могут применяться не только под нужды электротранспорта, но и в сфере телекоммуникаций. Разработки предприятия уже востребованы у сотовых операторов, о чем наглядно говорит подписанное на ПМЭФ-2021 соглашение с ПАО «Мегафон».

По словам Евгения Власова, в портфеле «Ригеля» сегодня представлено около 10 новых решений в стадии опытно-конструкторских разработок (ОКР). Они ориентированы на телеком, «умную энергетику», водный и наземный электротранспорт. В 2022 году предприятие намерено вступить в научно-производственную кооперацию еще с целым рядом отраслевых партнеров.

«Ригель» был создан на базе первого в России аккумуляторного завода «Тюдоръ», основанного в 1897 году. Сейчас среди партнеров-заказчиков компании есть АО «ОСК», ЦКБ МТ «Рубин», МГТУ им. Баумана.

Сейчас «Ригель» производит литий-ионные аккумуляторы и батареи для нужд ВМФ, а также гражданского транспорта, систем автономного и бесперебойного питания, средств связи, вычислительной, бытовой и другой техники.

В апреле 2020 года в состав акционеров «Ригеля» вошли структуры «Теллус Групп» и Инвестиционной компании «Евроинвест», возглавляемой Андреем Березиным.